Ирина Ерофеева “взломала” переписку ханов и султанов. Но сугубо в интересах науки

13.04.2015 16:04 2337
  • Эпистолярное наследие казахской правящей элиты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Я для себя определяю содержание этих двух томов как жизнь каждого хана и султана в его письмах. Здесь мы слышим живой голос самих творцов истории Степи”, – так Ирина Ерофеева, автор фундаментального труда мирового масштаба по истории правящей элиты казахских ханств, видит свой семнадцатилетний труд. Теперь 250 факсимиле оригинальных текстов писем и 811 переводов с чагатайского тюрки, среднеазиатского фарси, литературного ойратского (тодо бичиг), маньчжурского, китайского и других языков доступны не только специалистам-историкам, но и широкому кругу любознательных читателей.

Историк Ирина Ерофеева не часто общается с прессой, предпочитая, чтобы говорили ее научные труды. Своего рода противоход в эпоху самопиара и депрофессионализации. Однако всегда есть исключения, подтверждающие правило. Поводом к встрече стали более 2000 страниц в капитальном двухтомнике “Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675–1821 гг.”, выпущенном АО “АБДИ Компани” и поступающем в магазины сети “Меломан”. Г-жа Ерофеева выступила здесь в качестве автора проекта, составителя и ответственного редактора.

В этом научном труде так много уникальных вещей, что одно их перечисление заняло бы весь материал. Поэтому выборочно остановимся на ключевых и ярких моментах. Разумеется, ядром работы выступают 811 писем 22 ханов, одной ханши – Бопай, жена Абулхаир-хана – и трех влиятельных султанов. Период в почти полтора столетия начинается от Тауке-хана (“Ликург казахских жузов”, как его именовал крупный исследователь Алексей Левшин) и завершается ханом Среднего жуза Вали.

Впервые публикуются переводы 7 писем с чагатайского тюрки и среднеазиатского фарси Тауке-хана, 4 письма Жолбарыс-хана (правитель Старшего жуза), 1 письмо сына Тауке Болат-хана, 1 письмо ранее неизвестного хана Старшего жуза Жаубасара (умер в 1749 году) – последнего правителя Ташкента из династии казахских ханов и многое другое.

В труде представлены детальные биографии не только 26 исторических личностей, оставивших эпистолярное наследие, но и еще 17 представителей степной элиты, которые своих писем потомкам не оставили (по крайней мере, они пока не обнаружены историками), однако фигурируют в переписке. Там есть описание внешнего облика, характера, индивидуальных личных качеств. Например, в отношении хана Абулмамбета современники отмечают его боязнь быстрой езды, из-за чего тот“ходил тихим ходом”.

“Что характерно, дураков среди них не было, – подчеркивает Ирина Ерофеева. – Вот что значит совмещение генеалогии и принципа меритократии. То есть все чингизиды, но выделяющиеся из этой общей массы интеллектом”. Кто-то из правителей храбрее, кто-то сильнее, есть слабохарактерные, вспыльчивые, флегматичные, но все с трезвым умом и способные оценивать ситуацию в любое время.

“Письма казахских ханов и султанов последней четверти XVII – середины XIX в. как исторический источник” – это большое научное исследование (на 85 страницах) г-жи Ерофеевой, которое также входит в двухтомник. Кроме того, ею сделаны обширные научные комментарии к письмам. Ирина Викторовна выразила глубокую признательность Эмме Усмановой, Мухтару Кожа, Алексею Рогожинскому – соавторам и авторам отдельных статей, помещенных в приложении к основному содержанию первого тома.

Работа над письмами к российским царям, императорам и императрицам, крупным царским сановникам, командирам пограничных российских войск, цинскому императору Цянь Луну, иранскому шаху Надиру, своим современникам и родственникам-султанам, хивинской и бухарской знати невозможна без высокопрофессиональных специалистов-переводчиков и архивистов, которые с благодарностью перечислены самим автором двухтомника в начале книги.

Продуманность и основательность труда присутствуют во всем, будь то богатый иллюстративный материал в виде редких фотографий музейных экспонатов, репродукций картин и гравюр, а также самых разнообразных карт – как аутентичных описываемому периоду, так и качественно выполненных современными специалистами-картографами. Любая книга начинается с обложки, поэтому дизайн тоже оригинальный. Канат Ускенбай, кандидат исторических наук, главный редактор издательского отдела АО “АБДИ компании”, сделал на бордовой обложке (цвет ханских шапанов) книги растительный орнамент, который по статусу использовали только чингизиды. Кстати, одно из приложений работы называется “Внешние знаки отличия правящей казахской элиты”, благодаря ему понятно, как по внешнему виду люди в традиционном обществе легко понимали с кем имеют дело.

Для того чтобы в научной работе появились оригинальные письма Тауке и комплекс эпистолярного наследия Абылай-хана (включая предсмертное послание), одного таланта и упорного длительного труда ученого мало. Нужны и другие ресурсы. За много лет работы Ирине Ерофеевой пришлось работать в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Омска, Оренбурга… А первая презентация этого проекта на стадии начала состоялась в Париже (2004-ый год), где много специалистов по османистике и историку из Казахстана требовались советы зарубежных профессионалов. В готовом же виде все вышло только сейчас. Г-жа Ерофеева персонально поблагодарила главных меценатов, без которых выявление писем и выпуск двухтомника оказались бы невозможными – это Амантай Альмукамбет (Международный фонд Абулхаир-хана) и Абдибек Бимендиев (глава компании “Abdi”) .

Письмо – такой вид исторического источника, субъективность которого “зашкаливает” по определению. Вместе с тем, эпистолярный жанр в исполнении ханов и султанов несет просто огромный массив информации, особенно когда он системно донесен историком масштаба Ирины Ерофеевой с привлечением колоссальной научной инфраструктуры, доступной современному исследователю. Теперь любителям взглянуть на историю страны и народа через личность и биографию казахского властителя предоставлена качественная возможность.

“Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675–1821 гг.” еще только начало свой путь по научным кругам. Тем не менее, ученый совет Международного казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмета Яссави (город Туркестан) 31 марта присвоил Ирине Ерофеевой звание почетного профессора этого вуза. В общем, одной малоизученной сферой в исторической науке стало меньше – геракловы усилия принесли заслуженный и востребованный результат.


 

по материалам:http: zonakz.net