Вице-министр культуры и спорта Республики Казахстан М. Азильханов ответил на обращение директора общественного фонда «Международная правовая инициатива» А. Шорманбаевой по законопроекту о неправительственных организациях РК.
«Уважаемая Айна Сергеевна! Мы получили подготовленное Вашей организацией обращение казахстанских правозащитников на имя Главы государства. Глава государства поставил перед нами цель — способствовать трансформации национальных НПО в ответственных игроков, способных взять на себя часть функций Правительства в социально значимых отраслях государственного роста. Именно на такую трансформацию были направлены новые нормы, предлагаемые в действующее законодательство РК по вопросам НПО.
Мы понимаем Вашу озабоченность, но хотели бы заверить, что вносимые поправки никоим образом не ограничивают права человека на свободу объединения, убеждений, слова и выражения мнения, деятельности т. д. Они не только не противоречат Конституции и ратифицированным РК международным договорам, но и укрепляют три основных принципа демократии: «свободы», «равенства», «транспарентности и подотчетности».
Принцип «свободы» гарантирует, что после принятия указанных поправок все НПО будут иметь свободный доступ, как к государственным, так и международным, частным формам финансирования. Они также свободно смогут формулировать свои социальные проекты при подаче заявок на получение государственных грантов, чего не было в истории независимого Казахстана — т. е. НПО сами будут предлагать государству социальные направления развития страны.
Принцип «равенства» обеспечит равный доступ всех НПО к государственным грантам. Для этого и создается «оператор», в работе и принятии решений которого будут участвовать не только представители власти, но гражданского сектора Казахстана. Более того, «оператор» по практике западных государств, в том числе США, будет вправе привлекать как международное финансирование, так и средства бизнеса.
«Оператор» не накладывает монополию на распределение национальных и иностранных грантов — международные грантодатели, в том числе ЮСАИД, ЕС, ООН и другие могут самостоятельно, независимо от «оператора», распределять гранты среди национальных НПО на территории Казахстана. Законопроект предусматривает лишь возможность оператора работать с донорами из числа иностранных и международных организаций, что создаст благоприятные условия для более активного привлечения инвестиций в сферу НПО. Никаких ограничений или дополнительных прав «оператора» на имущество, выделяемое донорами неправительственным организациям, законопроект не предписывает.
Принцип «транспарентности и подотчетности» стал наиболее противоречивым пунктом предлагаемого законопроекта. Создавая максимальную транспарентность формам распределения грантов в рамках «оператора», вплоть до прямого участия НПО, государство вправе ожидать аналогичной транспарентности неправительственных организаций. Сегодняшние формы финансовой отчетности, регистрации неправительственных организаций позволяют отдельным структурам, используя статус НПО, направляют полученные гранты не на заявленные цели.
Во многом по этой причине вводятся нормы, в соответствии с которыми НПО должны будут ежегодно предоставлять информацию о своей деятельности и принять активное участие в формировании «Базы данных НПО». Указанный перечень будет доступен общественности в он-лайн режиме. Повысится общественная узнаваемость НПО, активизируются вертикальные, горизонтальные связи между представителями неправительственного сектора. Все это будет только способствовать интеграции гражданского общества, а, следовательно, его укреплению и повышению роли в социально-политической жизни государства.
Как известно, без ответственности не работает ни одна норма. Норма об ответственности соответствует принципам демократии и давно существует в США, Великобритании, Германии, Франции, Канаде и других странах.
Обращаем также Ваше внимание на неправильную интерпретацию Вами отдельных пунктов законопроекта.
Во-первых, мы призываем отличать понятие «грант для НПО», вводимое законопроектом, и понятие «грант» в Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) и иными законами Республики Казахстан», которое используется для обозначения имущества, которое доноры, в том числе иностранные государства, а также казахстанские или иностранные юридические и физические лица предоставляют Правительству Казахстана, физическим и юридическим лицам, в том числе и НПО. Термин «грант» в рамках Налогового кодекса используется для того, чтобы донор имел налоговые льготы на передаваемое имущество. Изменений и дополнений в Налоговый кодекс законопроект не предусматривает. Во избежание возможного непонимания в законопроекте в пункте 5 статьи 6-1 «Гранты» прямо указано, что «Действие настоящей статьине распространяется на отношения, возникающие в процессе предоставления грантов, которые регулируются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и иными законами Республики Казахстан».
Во-вторых, статья 5 законопроекта не ограничивает сферы деятельности НПО и не позволяет никому закрывать НПО, занимающиеся защитой и продвижением прав и свобод человека. Статья определяет сферы реализации государственного социального заказа, предоставления грантов и охватывает широкий спектр направлений деятельности НПО, в том числе вопросы прав человека и демократии. Так, подпункт 10) статьи 5 содержит широкое тематическое направление — «защита прав, законных интересов граждан и организаций». В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», «иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами». Другими словами, сферы государственного социального заказа и грантов для НПО будут охватывать, в том числе, права мигрантов, иностранцев, лиц без гражданства. Также стоит заметить, что ни одна из сфер реализации государственного социального заказа в рамках действующего законодательства о государственном социальном заказе не была исключена в рамках законопроекта.
В-третьих, никто в Правительстве, тем более уполномоченный орган по вопросам НПО, не имеет и не наделяется правом прекращать деятельность любой организации, в том числе НПО. Этот вопрос, если он будет возникать, то будет решаться в суде. Только постановление суда может быть основанием для прекращения деятельности НПО.
Хотелось бы отметить, что Ваше обращение вновь подтвердило отсутствие оснований для беспокойства гражданского общества по пунктам законодательства. Документ не вводит новых норм регулирования или регламентации деятельности правозащитного сектора Казахстана, не ограничивает формы его финансирования, не исключает демократию и права человека из списка социально-значимых направлений финансирования НПО. Законопроект добавляет новые формы финансирования, причем, и это очень важно, в достаточно сложный период экономической ситуации в мире, что должно быть правильно воспринято гражданским обществом Республики Казахстан. Более того, документ создает максимальные условия транспарентности работы государства с НПО и, соответственно, требует того же со стороны неправительственного сектора Казахстана», — говорится в письмевице-министра.
по материалам: mks.gov.kz