Сто легенд, мифов и сказок кочевого народа

19.11.2015 09:40 2830

 

Газета "Казахстанская правда". 10.11.2015 г.

Проблема реконструкции древней мифологии сложна, поскольку необходимо не только найти источники, но систематизировать и проанализировать разнородный материал.

«Порвалась связь времен!» — восклицал герой Шекспира… И ведь действительно, в бешеном ритме современного мира нет времени с чувством, толком и расстановкой почитать книгу, глубже погрузиться в историю, познать источник духовной энергии, духовной силы, из которого питались наши предки. Корреспонденты Kazpravda. kz побеседовали с заслуженным деятелем культуры Казахстана, поэтом-писателем Орынбаем Жанайдаровым о важности преданий казахского народа, передаваемых от отца к сыну, о героях легенд, до сих вдохновляющих на подвиги людей, и о захватывающих мифах, лежащих в основе мироздания.

Как оказалось, не так-то и просто отличить миф от легенды, а легенду — от исторического предания. Ведь в основе легенд лежит какое-то действительно бывшее в истории событие, и чаще всего это событие привязано к конкретной местности, горе, перевалу, реке, глядя на которые, люди могут сказать: «Вот эта местность называется гора Казыкурт, потому что тысячи лет тому назад после всемирного потопа сюда пристал ковчег пророка Ноя…»

Как подчеркнул писатель, мифологическое сознание является общей характерной чертой всех народов, имеющих древнюю историю. Каждый из народов примерно одинаково объясняет мир, окружающую природу, человека и богов. Одно из таких мифологических представлений о том, что космос человеческой жизни состоит из трех частей, из трех миров: Верхнего мира (неба), Среднего мира (земли) и Нижнего мира (подземного).

Кочевые народы считали, что в каждом из этих миров есть жизнь и что эта жизнь похожа на жизнь Среднего мира, в котором живут сами люди. Об этом сказано в казахских сказках: «Под землей есть жизнь, там тоже живут люди и народы, но только там не так, как на поверхности: мало света, мало воздуха, солнца там не видно, но люди там делают то же, что творят люди на поверхности земли». А в Верхнем мире, напротив, очень много света и солнца, и из тел обитателей Верхнего мира струится яркий свет.

Одним из важнейших элементов мифологии древних народов земли является понятие о мировом дереве, произрастающем из центра планеты и пронизывающем все три мира от основания до небес. Это огромное чудесное дерево объединяет все три мира: Верхний, Средний, Нижний, делает его единым целым. Для сказочного восприятия древних людей казалось закономерным, что есть такое великое дерево, которое своими корнями уходит вглубь земли, а вершиной достигает высоких небес. У всех народов в сказках есть описание такого огромного Дерева Жизни, имеются и многочисленные изображения его. Чаще всего его показывают так: на его уходящей в небеса вершине сидит птица, а глубоко под землей корни его обвивает гигантский змей-дракон. А в средней части, на поверхности земли находится человек, напротив него — животные и звери.

Прообразом древа жизни в казахской мифологии является священное дерево Байтерек.

Считалось, что ствол Байтерека является земной осью — мостиком, соединяющим грешную землю и святые небеса. Три мира — Верхний, Средний, Нижний объединены гигантским мировым деревом. На вершине мирового дерева находится царь Верхнего мира — птица Самурык. В корнях мирового древа, обхватив его кольцами, лежитдракон-змей — олицетворение зла. У подножия дерева стоит человек, направивший лук и стрелы на дракона. В гнезде птицы, находящемся на вершине дерева, — неоперившиеся птенцы, олицетворяющие будущее.

Таков глубокий философский смысл мифа о мировом дереве Байтерек, символе нашей молодой столицы.

Казахские мифы имеют ярко выраженное типологическое сходство с мифами других народов, в особенности с тюркскими. Тенгри, Умай, Жезтырнак, албасты и другие персонажи встречаются в разных вариантах в мифах тюркских народов, что объясняется сходными архетипическими образами и мотивами, восходящими к общему мифопоэтическому пространству еще до эпохи образования Каганата.

Само зарождение представлено мифом о возникновении мира и Вселенной из мирового яйца.

«Бог Неба Тенгри выступает как первотворец, культурный герой и демиург, он сотворил небо и землю, женщину — богиню Умай, Небесную гору Сумеру и озеро Суотколь, Солнце, Луну, ветры, облака. Мировая модель вмещает в себя Вселенную и еще 99 миров, Вселенная делится на Верхний, Средний и Нижний миры, в самом центре Земли стоит мировая Гора Сумер (древнетюркский Олимп)", — говорит писатель.

Также автор затронул доисламский период религии — тенгрианство, в которое верили народы, жившие на территории древнего Казахстана.

Известно, что мифы рассказывают и объясняют практическии все аспекты жизни. К примеру, о том, как был создан человек, можно узнать в антропогоническом мифе. Как Тенгри сотворил человека из глины и тростника, вдохнул в него живую душу и разум. Тенгри сотворил семь мужей и еще одного — восьмого, которого поставил властелином на Золотую Гору.

«Фольклорная культура также восходит к тенгрианской мифологии: «Многие обычаи, традиции, поверья современных казахов связаны с теми далекими временами, когда зародилось тенгрианство», — говорит Жанайдаров.

Примечательно, что в казахской мифологии разработана обширная система персонажей духов и демонологических существ, которые наполнены своим колоритом, но имеют сходства с героями и персонажами мифов других народов. В частности, пери — ангелы неба; аруахи — души знаменитых людей, мудрецов, биев, батыров; изыхи — добрые духи; дивы и шимурын, обыр, Кермез — злые духи, черный демон тейран; Айна — женщина демон, приносящая смерть; Момо — покровительница повитух; Жезтырнак — злое демоническое существо в облике красивой молодой женщины с медным орлиным носом и огромными медными когтями. Среди духов природы есть лешие, водяные и русалки — коварный лесной дух — конаяк (леший); водяные красавицы — русалки (кулъдиргиш); Албасты — злой демон, связанный с водной стихией. В основе казахских мифов лежат: тюркские мифы, мифы скифов и саков, казахские сказки, Библия, алтайские мифы и сказки, религия и мифология древних тюрков, легенды и мифы древней Греции, славянские мифы, скандинавский эпос, ведийская поэзия, мифы и литература древнего Востока и Малой Азии, Вавилонии и Ассирии, гомеровский эпос; словари и энциклопедии по мифологии, истории, языкознанию.

В частности, знакомая многим детям из сказок — ведьма Мыстан Кемпир или Жалмауыз Кемпир — напоминает славянскую Бабу Ягу, которая выполняет в мифе и сказке амбивалентную функцию. С одной стороны, она прародительница, охраняющая животных и зверей, связанная с культом мертвых, помощница героя. «Иногда — покровительница героя, добрая Баба Яга, помогающая герою совершать его подвиги. С другой стороны, она антагонист и вредитель героя».

У казахов также сохранились реликты древнего мироздания, связанные с почитанием гор. Одна из таких гор находится в Шымкентской области — Казыгурт. Согласно древним казахским преданиям, Ноев ковчег остановился именно на горе Казыгурт.

Немало легенд существует о пророках и деятелях раннего ислама в Средней Азии и в Казахстане. Свои имена в истории оставили ближайшие сподвижники Пророка Мухаммеда — Абу-Бакр, Омар, Осман, Али и другие.

Таким образом, мифологическое представление казахов о существовании бессмертных образов святых, поклонение их «духам пред­ков», паломничество в святые места, прежде всего указывает на их надежду к продлению жизни и стремление к вечности бытия и бессмертию.