Изучение фондов и экспозиции Оренбурского историко- краеведческого музея

08.08.2016 16:42 1695

 

Старшим научным сотрудником Казахского научно-исследовательского института культуры Министерства культуры и спорта РК Галиной Поваляшко в Оренбургском историко-краеведческом музее начаты научно-исследовательские работы по изучению Филипповского курганного могильника в рамках проекта «Традиционные анималистические образы и мотивы в искусстве и культуре кочевников-казахов (древность, средневековье и новое время)».

Реализация данного проекта позволит комплексно изучить  анималистические объекты кочевнического искусства Казахстана, выделить в них самые яркие и репрезентативные «брендовые» элементы, характерные для степной анималистики разных эпох и составляющие основу этнокультурной идентичности казахского народа, и воспроизвести эти образы и мотивы в современном искусстве.

Филипповский курганный могильник, датируемый началом IV или рубежом V-IV вв. до н.э. и относящийся к ранней поре прохоровской (раннесарматской) культуры, расположен на территории Илекского района, на водоразделе рек Урал и Илек.

Группа курганов состояла из 25 насыпей. Высота трех курганов, самых крупных по размерам насыпей, превышает 6 метров. В археологии курганы таких размеров обычно называют «царскими». В 1986 по 1990 гг. 17 курганов исследовались экспедицией под руководством А.Х. Пшеничнюка. 

Богатые находки обнаружены в самом большом царском кургане, который неоднократно подвергался ограблению. Несмотря на это, дошедший до нас материал богат и разнообразен. Находки представлены шестью комплексами: двумя тайниками, вырытыми рядом с могильной ямой, вещами, найденными в дромосе, находками в тамбуре - справа и слева у входа в могилу, и материалом, собранным в погребальной камере.  Подавляющую часть материала из погребальной камеры составляют изделия из драгоценных металлов, главным образом из золота (более 600 предметов). Высокохудожественные ювелирные изделия из золота и серебра позволяют поставить «царский» Филипповский курган в один ряд со знаменитыми скифскими и сакскими "царскими" курганами Причерноморья, Средней Азии, Казахстана, Алтая.

Большинство предметов выполнено в зверином стиле, характерном для кочевого мира раннего железного века. Самым почитаемым животным кочевников Филипповки являлся олень. Их изображения своеобразны и оригинальны, многими деталями существенно отличаются от оленей скифов, саков, сибирских племен скифского времени. Большие деревянные фигуры, оббитые золотом, не имеют даже отдаленных аналогов. Часты изображения двугорбого верблюда, фантастических птиц-грифонов, горного барана - архара, сайгака, хищников (пантеры, волка, тигра), реже - кабана, косули, лошади, рыб.

Звериный стиль Филипповского кургана имеет много общего с искусством скифов Северного Причерноморья, саков Средней Азии и Казахстана, алтайских племен скифского времени. По художественной манере и изображаемым персонажам он тяготеет к памятникам Востока и Юго-Востока (Алтай, Средняя Азия, Иран), особенно близок он к торевтике кургана Иссык в Казахстане, Пазырыкских и Башадарских курганов на Алтае.

Царский Филипповский курган дает основание говорить о существовании в евразийских степях в скифское время единого скифо-сарматского (скифского) мира и считать, что савромато-сарматские племена Южного Урала и Поволжья находились на той же стадии социально-экономического развития, что и их западные и восточные соседи-кочевники.

В настоящее время исследовательские работы продолжаются.