Корреспондент «ЭК», побывав на городище Культобе, узнала тайны древнего Туркестана

07.11.2020 10:19 800

Очередной археологический сезон завершился на древнем городище Культобе. Проведя в поле в больше семи месяцев, ученые Казахского научно-исследовательского института культуры (КНИИК), восстанавливающие из руин археологический памятник в рамках проекта «Реставрация исторических объектов городища Культобе», еще ближе подобрались к разгадке его многочисленных тайн. В буквальном смысле прикоснуться к истории довелось и корреспонденту «ЭК».

Сердце Туркестана

Интерес к Культобе у археологов давний. Первые изыскания на территории городища были проведены Туркестанским археологическим отрядом под руководством Таисии Сениговой еще в 1973 году. В начале 80-х годов исследование Культобе было продолжено. Но самые масштабные раскопки на древнем городище проводятся сегодня. Их главная цель – отследить все исторические периоды жизни города, являвшегося древнейшим культурным, религиозным и торговым центром Великого шелкового пути.

…На городище почти безлюдно. Незадолго до нашего приезда команда археологов и специалистов, занимавшихся консервацией и частичной реставрацией археологического памятника, завершила полевой сезон и в самое ближайшее время приступит к подробному описанию и изучению всех обнаруженных за сезон находок.

Под будущий археологический парк, очертания которого все заметней проявляются на городище, отведено 27 гектаров. Именно на этой территории второй год ведутся археологические и консервационно-реставрационные работы.

– Всю отведенную нам территорию мы поделили на три равных участка, – приветствуя наш журналистский десант, делится научный руководитель проекта, генеральный директор ТОО «Казахский научно-исследовательский институт культуры» Андрей Хазбулатов. – На участке 2019 года мы в минувшем году провели раскопки, а в нынешнем – консервационные и частично восстановительные работы. Параллельно велись раскопки на других девяти гектарах, частичной реставрацией которых мы займемся в будущем году. Кроме того, с наступлением тепла мы возьмемся за раскопки оставшейся трети и до конца года полностью закончим и раскопки, и реставрацию. Самое интересное у этого городища то, что оно многослойное. То есть, начиная с I века здесь постоянно что-то строили. Одни племена покидали город, сжигая его, но приходили другие и возводили на старых фундаментах новые постройки. И сегодня смело можно утверждать, что сердце Туркестана находится в этом уникальном месте. Археологические изыскания, а также проводимые на объекте консервационно-реставрационные работы, ведутся в рамках меморандума, заключенного между Министерством культуры и спорта РК, Eurasian Resources Group (ERG) и нашим институтом. Финансовая поддержка проекта со стороны ERG является примером синергии большого бизнеса и фундаментальной науки. Проект «Реставрация исторических объектов городища Культобе» не единожды был презентован первому президенту страны Нурсултану Назарбаеву и главе государства Касым-Жомарту Токаеву. Для нас отрадно, что проект находится на особом контроле у премьер-министра страны Аскара Мамина, который регулярно посещает городище и контролирует ход проводимых на нем работ.

Именно раскопки Культобе позволили сделать серьезное открытие, связанное с датой появления Туркестана. И если еще в недалеком прошлом считалось, что древнему городу 1500 лет, то сегодня историки с уверенностью утверждают, что Туркестан намного старше.

– Мы однозначно можем утверждать, что городу больше 2000 лет, – уточняет Андрей Хазбулатов. – Это подтверждают результаты археологических раскопок. В целом же на городище мы установили несколько периодов: кангюйский (I-V вв.), раннесредневековый период (VII –X вв.), средневековый период (X–XII вв.), характеризуемый как время расцвета городской культуры и период жизнедеятельности Ходжи Ахмеда Ясави, и период Казахского ханства (XVI–XIX вв.) – время укрепления геополитической и духовной значимости этого города для сплочения кочевых племен в крепкое государственное объединение. Каждая эпоха городища представлена характерными археологическими объектами – от сакральных мест до жилых помещений, а также множеством артефактов. Все обследованные археологические участки открывают уникальную картину жизни города в разрезе четырех важнейших исторических периодов Казахстана.

Работая на городище, историки определили в качестве основных составляющих будущего археологического парка несколько якорных объектов, которые вызовут интерес у туристов. В их число попало самое древнее святилище и строения, относящиеся к различным временным периодам, такие как дом суфия XII века, комплекс помещений с алтарями X–XI веков, фрагмент стены и башни цитадели I-II веков нашей эры, жилище богатого землевладельца XVIII – начала XIX веков, гончарная мастерская с печью для обжига изделий XV–XVII веков и другое.

За стенами цитадели

Ключевым объектом Культобе историки называют крестообразный храм и окружающую его крепостную стену эпохи Кангюй. Именно здесь обнаружены самые древние культурные слои городища. По мнению специалистов КНИИК, найденный комплекс является самым древним из известных науке архитектурно-фортификационных памятников Казахстана, который, несмотря на толщу веков, сохранился в первозданном виде. Наиболее архаичные фрагменты этой стены, обозначенной историками как «восточная стена», были возведены не позднее I-II веков. Ученые уверены, что уже тогда городище Культобе было одним из важных фортификационных постов на одной из самых оживленных веток Великого шелкового пути в этом регионе.

– Это был небольшой город, обнесенный крепостными стенами, – поясняет Андрей Хазбулатов, когда мы с коллегами оказываемся под огромным навесом, защищающим археологический памятник от разрушающих осадков. – Мы нашли фрагменты этих стен с сохранившимися бойницами. К сожалению, в середине прошлого столетия уникальный архитектурный комплекс, выглядевший тогда как обычный холм, был поврежден горожанами, которые брали здесь глину для строительства.

Цитадель Культобе-Ясы представляет собой сложный комплекс оборонительных, жилых и культовых помещений, датируемых предположительно I–V веками. В течение этого периода отдельные помещения неоднократно достраивались и перестраивались. В центре архитектурного комплекса располагается крестовидное здание, размером 18 на 18 метров, и пристроенные к нему различные обрядовые помещения.

– Мы не говорим, что это был жилой комплекс, так как на месте не было обнаружено печей, тандыров и очень мало бытовой керамики, – информирует научный сотрудник Казахского научно-исследовательского института культуры Айсулу Ержигитова. – Что это место было культовым, подтверждает и то обстоятельство, что, покидая его, люди полностью замуровали все внутренние помещения сырцовыми кирпичами, благодаря чему комплекс хорошо сохранился. Мы обнаружили стены, высота которых местами достигает пяти метров, и даже сохранились потолочные карнизы. Понятно, что, если бы люди, жившие здесь много столетий назад, не приложили бы усилий, этот уникальный комплекс был бы полностью разрушен. Это говорит о том, что место было для горожан священным и они хотели его сохранить. Первооткрывателем этого археологического памятника является известный казахстанский археолог Ерболат Смагулов, к сожалению, безвременно ушедший из жизни в прошлом году. Он предполагал, что храм мог быть двухэтажным и иметь сверху купол. Но, все же, однозначно утверждать, что это был храм, мы не можем, потому что аналогий таким зданиям очень мало.

По специально установленной лестнице спускаемся с коллегами на дно древнего святилища.

– Это центр сакрального святилища, которое мы склонны датировать I веком нашей эры, – поясняет Андрей Хазбулатов. – Это подтверждают золотые украшения, которые были здесь найдены. Они идентичны кангюйскому периоду. Именно это обстоятельство позволяет нам утверждать, что Туркестану, позиционирующемуся сегодня как центр тюркского мира, не менее 2000 лет. Святилище, в котором мы находимся, окружено самой древней цитаделью. За ней – более поздняя крепостная стена. Дальше – рабат и шахристан. То есть, если внутри цитадели проживала городская знать и правители города, то за крепостной стеной – обычный народ: ремесленники, земледельцы. Еще дальше, у входных ворот, располагались караван-сараи, в которых останавливались путешественники.

По словам историка, многослойность городища – одна из самых удивительных особенностей Культобе.

– Например, если наши археологи копают один слой – XVIII–XIX веков, то углубляясь мы находим почти идентичные фундаменты, – добавляет руководитель проекта. – Но стратиграфические пласты показывают более древние слои. То есть в разные периоды истории здесь происходило множество различных событий, город неоднократно перестраивался. Он был торговым, ремесленным и промышленным одновременно. Мы нашли этому множество подтверждений. Одно из них – обнаружение ремесленной улицы, где было найдено большое количество мастерских. Благодаря этим исследованиям мы можем с уверенностью сказать, что мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави строился местными мастерами и строительный материал для него изготавливался здесь. Хотя прежде на эту тему было много споров: говорили, что мастера не местные, а использовавшийся для строительства материал – привозной. Исследования, проводимые на городище Культобе, доказали обратное.

К слову, топоним «Культобе» до сих пор не имеет однозначного толкования. У историков две основные версии. По одной из них «Культобе» – это «холм пепла». По другой «Кюль-тобе» в переводе с древнетюркского это «святой холм» или «святая вершина».

В Италии Помпеи, у нас – Культобе

Андрей Хазбулатов считает, что продолжающиеся научные исследования городища Культобе, как ключевого памятника в изучении процессов интеграции и взаимовлияния культур народов обширной Евразии, еще больше укрепит не только статус Туркестана как древнейшего сакрального центра тюркского мира, но и будет привлекать многочисленных туристов своей древнейшей историей – по примеру таких знаменитых археологических парков мира, как Есиногари в Японии, Паркина в США и Помпеи в Италии.

– Я изучал археологические парки всего мира, но мне больше всего нравится музей Помпеи, – объясняет историк. – Ему, конечно, повезло больше, так как он лучше сохранился. Но когда-то и там, как сегодня на Культобе, проводились археологические изыскания, а затем – консервационно-восстановительные работы. Мы сотрудничаем с итальянскими коллегами, так как музей Помпеи, как и мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, в охранной зоне которого находится городище Культобе, является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО.

Поскольку объект находится в буферной зоне мавзолея Ходжи Ахмета Ясави, являющегося памятником всемирного наследия ЮНЕСКО, у работающих здесь специалистов есть определенные обязательства, которые они должны соблюдать при проведении археологических и реставрационных работ. В частности, не применять современных строительных материалов, соблюдать древние технологии и использовать аутентичные материалы.

– Самая главная наша задача заключается в сохранении обнаруженных нами археологических памятников, – добавляет Андрей Хазбулатов. – Поэтому в первую очередь мы проводим их консервацию и потом только частичную реставрацию, которая, в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО, непременно имеет свое научное обоснование. Мы не стали на обнаруженных нами фундаментах жилых строений и мастерских возводить стены и крыши, хотя вначале мысль такая была и руки, откровенно говоря, чесались. Но взвесив все «за» и «против» мы решили от этого отойти, и в итоге на всех наших объектах мы только намеками, по фундаменту, показываем, как могла выглядеть та или иная постройка. В соответствии с требованиями все той же Конвенции, заниматься полноценными реставрационно-восстановительными работами, можно лишь при наличии фото- или видеодокументов, подтверждающих внешний облик того или иного строения. В противном случае мы получим пресловутый новодел, который отрицательно отразиться на исторической ценности нашего памятника.

Лишь в одном случае специалисты КНИИК, заручившись поддержкой международных консультантов, помимо реставрации фундамента строения XII–XIII века, соорудили еще и входную группу в жилище, вероятно принадлежавшего местному суфию.

– Таким ненавязчивым способом мы можем показать, в каких условиях мог жить суфий, – объясняет руководитель проекта, когда мы, покинув святилище, отправляемся гулять по улицам древнего Культобе. – Был найден фундамент дома, состоящего из трех комнат и внутреннего дворика, и мы убедили наших кураторов, что здесь безболезненно можно провести частичное восстановление стен на уровне не более двух метров.

Окно в прошлое

По словам Андрея Хазбулатова, нынешний полевой сезон существенно отличался от прошлогоднего.

– В минувшем году, когда в первую очередь был сделан упор на археологию, мы копали с тем, чтобы найти как можно больше перспективных строений, – поясняет он. – Когда все раскопали, взялись за научное проектирование, потому что сложно проектировать то, что не раскопано. Как следствие, мы научились копать окнами и вскрывать объекты точечно. Участки для будущих раскопок подбираются методом георадарного сканирования при помощи металлоискателя, который на глубине шести метров показывает аномалии в земле. Те есть, теперь мы копаем не все подряд, а ищем интересные объекты. Так как типовых строений много и все их вскрывать долго и затратно.

Все полевые работы, которые были запланированы на городище в нынешнем году, завершены. Вскрытые объекты укрыты специальным геотекстилем и ждут весны. С наступлением тепла историки возьмутся за их консервацию и частичную реставрацию. Уже сейчас специалисты КНИИК готовят научный проект, в котором оговариваются объекты, которые археологи будут копать в будущем году.

Закончив работу в поле, искатели древностей преступили к камеральной обработке обнаруженных за сезон артефактов. После научного описания информация обо всех ценных находках будет размещена на сайте городища Культобе, на котором доступна вся связанная с проектом информация. В перспективе же культобинские сокровища, в числе которых золотые украшения и старинные монеты, изделия из полудрагоценных камней и ювелирные украшения, уникальная туркестанская керамика и древние книги, пополнят коллекции ведущих музеев Казахстана.