Керамика Культобе

28.01.2021 11:38 831

Уникальная коллекция древней керамики, найденная во время проведения раскопок на городище Культобе, пополнит экспонаты ведущих музеев страны.

За 2 года исследования древних слоев городища Культобе, проводимого археологическим отрядом Казахского научно-исследовательского института культуры (КНИИК), найдено порядка 20 тыс. фрагментов древней керамики. Итогом работы стала уникальная коллекция сакрально-ритуальной и бытовой керамики.

Порядка 500 фрагментарных и археологически целых сосудов отобрано и зарисовано специалистами в ходе реализации научного проекта «Реставрация исторических объектов городища Культобе». Все они являются «говорящими» артефактами, позволяющими ученым найти ответы на многочисленные вопросы, касающиеся уклада и мировоззрения местных жителей.

– Когда в ходе раскопок попадается керамика, ученые всегда радуются таким находкам, – говорит генеральный директор ТОО «Казахский научно-исследовательский институт культуры», доктор философии (PhD) Андрей Хазбулатов. – Сосуды, хумы и разнообразные керамические изделия – важнейший исторический источник, раскрывающий мировоззренческие идеи, систему художественных методов, средств и приемов, позволяющих проследить преемственность художественных традиций керамики от древних кангюев вплоть до времени рождения и дальнейшего процветания туркестанского стиля.

Керамику древнего Туркес­тана принято считать ярким и самобытным явлением, сочетающим уникальную технологию изготовления керамических изделий с новаторскими технологическими и художественными направлениями своего времени.

По собранной коллекции можно запросто изучать, как развивалось гончарное искусство, какие виды керамики и приемы ее украшения использовались в разное время. Вот эти тонкостенные сосуды изготовлялись исключительно вручную, чаще всего ленточным способом. По информации сотрудников института, подобные образцы керамики являются наиболее ранними. В тюркскую эпоху под влиянием среднеазиатских традиций начинает развиваться поливная керамика, многочисленные образцы которой тоже удалось извлечь из-под толщи глины. В XV веке доминирует «тимуридский стиль», отличительными чертами которого являются оттенки кобальта на белом ангобе. В XVI веке керамика уже расписывается тремя цветами, но по-прежнему сильны традиции «тимуридского стиля».

– В ходе раскопок мы пришли к выводу, что в XVI веке Ясы-Культобе становится крупным центром гончарного производства, – считает Андрей Хазбулатов. – Местные мастера специализировались в это время на поливной керамике, оформляя свои изделия в сине-зеленых тонах. Век спустя колорит меняется. В XVII веке мастера постепенно отказываются от кобальтовых росписей, предпочитая темно-коричневый марганец на белой глазури. Такие тона были до тех пор, пока в моду не вошла зеленая роспись по желтой глазури.

Все черепки, как и целые сосуды, археологи передают реставраторам. Уже они тщательно очищают сосуды, собирают воедино кусочки, стараясь по возможности собрать кувшины, леганы и прочие керамические изделия. Есть среди них уникальные экспонаты, как, например, редко встречающиеся изделия поливной керамики с коричневыми, зеленоватыми, оранжевыми росписями на желтом фоне. В XVI–XVIII столетиях керамика Культобе имела яркий и насыщенный колорит, ее украшали узоры в виде листвы, бутонов и цветов.

Среди керамических артефактов не только посуда и ритуальные изделия из керамики, но и фрагменты облицовочной керамической плитки. Ее расцветка и узоры во многом схожи с теми плитками, которыми отделан мавзолей Ходжи Ахмета Яс­сауи. Сколько ни пытались ученые восстановить технологию ее производства, установить компоненты, но добиться такого устойчивого цвета пока так и не удалось. Не исключено, что изучение новых экземпляров сослужит службу науке.