Академик НАН: Туркестану более 2 200 лет

11.03.2021 15:52 827

Городище Культобе – предтеча современного Туркестана – представляет огромный интерес как для отечественных ученых, так и для всего мирового сообщества. Его изучением при финансовой поддержке Евразийской Группы (ERG) занимаются сотрудники Казахского научно-исследовательского института культуры (КазНИИК). О том, почему историки считают Культобе уникальным археологическим памятником, корреспонденту «ЭК» рассказал директор Института археологии им. Маргулана, академик Национальной академии наук (НАН) Бауыржан Байтанаев.

 

– Бауыржан Абишевич, расскажите об археологических памятниках Казахстана, на которых сегодня ведутся археологические изыскания?

– Изысканиями охвачена практически вся территория Казахстана. Каждой весной экспедиции отправляются в Южный, Восточный, Северный, Западный и Центральный Казахстан. На юге археологи работают на таких ключевых археологических объектах, как городище Культобе в Туркестане, а также на городищах Отрар, Испиджаб. В предгорьях Каратау изучаются различные курганы, подкурганы и древние поселения. В Центральном Казахстане исследуются памятники тасмолинской и андроновской культур. На западе идут исследования памятников цивилизации сарматов. Археологами также изучаются памятники берельской культуры (ранних кочевников Алтая), тюрков, сакская цивилизация. Все эти археологические изыскания помогают постигать тайны нашего прошлого.

– Какой из исследуемых сегодня исторических объектов вы могли бы отметить особенно?

– По-своему уникален каждый археологический объект. Но особо можно отметить масштабные археологические изыскания, проводимые на городище Культобе. На сегодняшний день в Казахстане это единственный археологический памятник, нижние слои которого полностью изучены. Уже сейчас мы имеем четкое представление о том, как этот исторический объект выглядел две тысячи лет назад. Сделанные на Культобе открытия позволяют по-новому взглянуть на архитектуру того времени, в частности культовых сооружений. Забутованное крестовидное строение в свое время обнаружил и начал изучать известный казахстанский археолог Ербулат Смагулов, к сожалению, ушедший из жизни в 2019 году. Он определил, что строения такой планировки берут свои истоки в глубокой древности.

В свое время в низовьях Сырдарьи в III–II веках до нашей эры существовала так называемая античная городская культура. Если вдоль Амударьи располагалось Греко-Бактрийское государство и было государство Селевкидов – потомков Александра Македонского, то по течению Сырдарьи были города массагетов, даев, дахов и прочих племен. Со II века до нашей эры начинает меняться гидрорежим Сырдарьи, которая в дельте своей постепенно меняет русло. И когда в низовьях оно изменилось, то в находящихся там городах начала угасать жизнь, а жители стали подниматься вверх по Сырдарье в поисках мест, пригодных для проживания и занятия земледелием. Так появляется планировка города с зачатками античной архитектуры. Можно предположить, что так, в частности, появился и Культобе, называемый предтечей Туркестана. Хотя, по моему мнению, эмбрион, откуда пошел город, уходит в более древние времена. Примерно с середины второго тысячелетия до нашей эры здесь стационарно обитали племена андроновской культуры. Свидетельством тому является открытие и исследование могильника этой культуры на территории Туркестана. Обнаружение зачатков древних поселений на территории города лишь вопрос времени.

– Насколько велика значимость этого археологического памятника? В чем его основная ценность?

– Отсюда Туркестан берет свое начало, здесь сердце древнего города, и в этом главная ценность этого археологического памятника. Именно исследование Культобе позволило сделать выводы о более древней, нежели считалось прежде, истории Туркестана. В свое время, когда встал вопрос о возрасте города, для определения даты его возникновения были использованы данные советского периода. Тогда Ербулат Смагулов опубликовал в научно-популярном альманахе статью, которая называлась «А сколько лет Туркестану?». Он проанализировал найденные на тот момент в ходе раскопок керамические материалы, различные письменные источники. Там же он предположил, что, возможно, Туркестан появился в V веке, а значит, городу 1 500 лет. Эта дата была утверждена, и в 2000 году город отметил 1500-летний юбилей. Повторюсь, дата основывалась на материалах исследования советского периода, без проведения фундаментальных исследований. Уже после проведения юбилея предоставилась возможность провести основательное исследование в рамках государственной программы «Культурное наследие», которую инициировал в 2004 году елбасы. Археологи сделали ряд открытий, одно из которых – установление возраста Туркестана. Таким образом, исследование Культобе изменило взгляд на возраст Туркестана, и сегодня смело можно утверждать, что городу как минимум 2 200 лет. Не исключена и более древняя дата его основания. И как было отмечено выше, появление эмбриона, датируемого бронзовым веком.

– Третий год научные изыскания на городище Культобе ведут ученые КазНИИК. Они практикуют комплексный подход, предусматривающий археологические изыскания, консервацию, частичную реставрацию и этносоциокультурные исследования. Как вы оцениваете такой подход в изучении археологических памятников?

– Безусловно, такой подход позволяет получить хорошие результаты, ведь работа ведется сразу по нескольким направлениям. Проект, реализуемый в данный момент коллегами, финансируется частным инвестором, и в этом большой плюс. Появляется возможность выполнять целый ряд важных задач и, как следствие, получать высокий результат. Очень радует, что сегодня науку поддерживает не только государство, но и большой бизнес. На таком уровне это происходит впервые в Казахстане, и это очень отрадно. Считаю, что нужно больше привлекать людей бизнеса к развитию казахстанской науки в целом и археологии в частности.

Уникальность этого проекта еще и в том, что впервые в истории независимого Казахстана на историческом памятнике проводятся столь масштабные археологические изыскания. Прежде такие экспедиции с привлечением большого количества сил и средств организовывались только в Советском Союзе. Масштаб без преувеличения грандиозный! Сравнимый, пожалуй, лишь с Пенджикентской экспедицией, осуществляющей археологические изыскания в Таджикистане, и масштабной Отрарской экспедицией в советское время.

На Культобе ведутся раскопки на площади свыше 30 гектаров, и уже сейчас мы видим, каким был город столетия назад. Параллельно здесь выполняется ряд важных задач, в числе которых консервация и частичная научная реставрация исторических объектов. И консервация, и реставрация ведутся на хорошем уровне, в соответствии с нормативами ЮНЕСКО. Это стоит отметить особо, потому что, к сожалению, не на всех исторических объектах Казахстана эти нормативы соблюдаются. Культобе находится в буферной зоне мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави – одного из главных историко-культурных памятников нашей страны, включенного в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, поэтому у исполнителей проекта нет права на ошибку. Работы, проводимые на городище, ведутся в соответствии с международными стандартами и правилами, что подтверждается заключениями международных экспертов.

Согласно установленным нормативам, если сохранность исторического объекта составляет менее 70% и нет фотографий или рисунков, на которых он был бы запечатлен, его не реставрируют, а консервируют. Если опорные документы имеются, проводится научная реставрация объекта. По Туркестану, к счастью, сохранились и фотографии Верещагина и Приорова, а также рисунки Вележева, запечатлевшие город XIX века. И сегодня, работая на горизонте XIX века, специалисты могут воспользоваться этими документами для воссоздания исторических объектов того времени. Были, кстати, споры о том, нужно ли сохранять горизонт XIX века или на всех участках стоит углубляться дальше. Я считаю, что нужно. Туристам будет интересно пройтись по улочкам того времени и узнать, как и чем жили горожане.

– КазНИИК, как и возглавляемый вами Институт им. Маргулана, кроме прочего, занимается изучением археологических памятников. Существует ли между вами конкуренция в этом вопросе?

– Нет, конечно. О какой конкуренции может идти речь? КазНИИК – одно из старейших научных учреждений Казахстана, ведущее свою историю с далекого 1933 года. На протяжении многих лет это научное учреждение, как и наш институт, занимается изучением знаковых археологических объектов, и мы сотрудничаем по многим вопросам. К примеру, впервые в Казахстане мы создали лабораторию по древним технологиям и начинаем сотрудничество с КазНИИК в сфере антропологических исследований. То есть все найденные на Культобе артефакты будут направляться в нашу лабораторию для тщательного исследования. Начинаем в этом году. Обследуем все, что было найдено за два прошлых полевых сезона, а также то, что археологи найдут в нынешнем году.

– Ваше имя значится в списке исполнителей научного проекта «Реставрация исторических объектов городища Культобе». Каково ваше участие в проекте?

– Я главный научный консультант проекта, работаю на нем как ученый. На месте мы коллегиально выбираем тактику проведения раскопок. Раскопки состоят из нескольких этапов. Сами раскопки, документирование первоначального состояния – топографическая съемка, фотографирование. Поэтапное вскрытие также полностью фиксируется. После всего этого идет описательная часть и камеральная обработка найденных артефактов. Все думают, что раскопки – это так: вышел, лопатами покопал и вся работа. Нет. Главная работа потом начинается: осмысление найденного, датировка, анализ. Когда объекты вскрыты, мы разбираемся с предназначением помещений: для чего они строились, какую функцию выполняли – жилую, административную или культовую. И я, как научный консультант проекта, участвую во всех этих обсуждениях.

– Главная цель реализуемого на Культобе научного проекта – создание археологического парка под открытым небом «Городище Культобе». Как вы оцениваете его потенциал?

– Я думаю, что это будет очень интересный туристический объект. Современному туристу мало красивых слов о древних истоках. Ему подавай пыльную аутентичность археологического факта, возможность пройти по древним улочкам и заглянуть в старинные дома и храмы. На Культобе у них такая возможность появится. Людям будет интересно увидеть место, откуда берет истоки современный Туркестан, значимость которого постоянно подчеркивает первый президент страны Нурсултан Назарбаев. Здесь начиналась история города, здесь принимались судьбоносные для всего казахского народа решения. Продолжающиеся научные исследования городища Культобе, как ключевого памятника в изучении процессов интеграции и взаимовлияния культур народов обширной Евразии, еще больше укрепят не только статус Туркестана как древнейшего сакрального центра тюркского мира, но и будут привлекать многочисленных туристов своей древней историей.

Конечно, важно не только правильно провести консервацию и частичную реставрацию исторических объектов. Не менее важно сохранить все то, что будет сделано за время реализации проекта. Сырцовая архитектура плохо выдерживает воздействие агрессивной внешней среды, поэтому парку потребуется постоянный уход. Но это нормально, ведь делаем же мы время от времени ремонт в своих квартирах. КазНИИК на Культобе занимается научно-исследовательской работой, а также консервацией и частичной научной реставрацией исторических памятников. Благоустройством же создаваемого парка под открытым небом, насколько мне известно, будут заниматься местные исполнительные органы. И если раньше туристы и паломники ехали в Туркестан только ради посещения мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, то теперь у них появится уникальная возможность увидеть самую древнюю городскую постройку в Казахстане. Ведь именно памятники прошлого наделяют Туркестан особой аурой, которая передается любому прикоснувшемуся к страницам ее истории.