Квартал гончаров, обнаруженный при раскопках древнего городища Культобе, включен в число якорных объектов создаваемого в Туркестане археологического парка под открытым небом. Изыскания, проведенные учеными КазНИИК в рамках научного проекта «Реставрация исторических объектов городища Культобе», позволяют отследить весь цикл работы гончарных мастерских, которые были в древнем городе два столетия назад.
Напомним, проект, которым третий год занимаются ученые Казахского научно-исследовательского института культуры (КазНИИК), реализуется при финансовой поддержке Евразийской Группы (ERG). Создаваемый в древнем городе археологический парк под открытым небом обещает стать одним из знаковых туристических объектов Туркестанской области.
Отследить все исторические периоды жизни города, являвшегося древнейшим культурным, религиозным и торговым центром Великого Шелкового пути — основная цель археологических изысканий, третий год проводимых на городище Культобе. Работая над реализацией проекта, историки определили в качестве основных составляющих будущего археологического парка ряд якорных объектов. В их число попал и квартал гончаров, обнаруженный командой археолога Ерлана Казизова на землях древнего шахристана.
— В соответствии с техническим заданием на моем участке имелись три археологических окна, которые надлежало соединить сеткой квадратов, — рассказывает Казизов. — В южной части сетки квадратов были обнаружены фрагменты построек, которые в последующем мы условно назвали кварталом гончаров. Начиналось все с обнаружения одиночных объектов. Когда на участке были вскрыты основания всех построек, сложилась общая картина. Стало понятно, что это единый комплекс, расположенный в небольшом квартале-махале. Мы нашли две мастерские, между которыми располагаются производственные площадки: печи, места для складирования готовой продукции, резервуары для воды, специальные площадки для сырья, из которого изготавливалась керамическая продукция: от кирпичей до изысканной по тем временам поливной керамической посуды. К западу была раскопана небольшая усадьба с несколькими жилыми комнатами, где жили сами мастера.
В одной из мастерских, состоящей из трех помещений, археологи обнаружили остатки напольных очагов и даже определили место, на котором стоял гончарный круг. Кирпичная кладка на полу одной из комнат указывала на то, что именно на этом месте древние мастера замешивали глину. То, что в мастерской изготавливалась именно кухонная утварь, археологи поняли по конфигурации основания обжигательных печей, посуде и фрагментам керамики, найденным на месте раскопок.
По мнению историков, квартал гончаров существовал на этом месте с XVIII по XIX века. Об этом говорит вид керамического материала, аналогичный тому, что был найден при исследовании Бухары, Самарканда, Ташкента, Отрара, а также нумизматические находки периода Кокандского ханства и правления Александра II.
— Такая керамика характерна для Средней Азии и Казахстана периода XIX века, — добавляет Казизов. — Она делится на столовую и кухонную. Есть яркие расписные тарелки, ляганы, кувшины. Это так называемая поливная керамика, которая после обжига покрывалась специальной глазурью. В рассматриваемый нами исторический период она была зеленофонной и желтофонной с нанесением разнообразного орнамента. Такой была парадная столовая посуда. В этих же мастерских производилась и более простая в исполнении неполивная керамика. Она использовалась для приготовления пищи и как тара для хранения различных сыпучих продуктов. Недалеко в раскопе мы нашли две ямы, наполненные большим количеством бракованной посуды. Возможно, при загрузке в печь, в данном случае речь идет о двухкамерной печи округлой формы, найденной нами на этом месте, мастера нарушили температурный режим. В итоге были забракованы две партии — около 30 посудин. Не найдя такой посуде применения, мастера закопали ее в яму.
Обнаружили археологи и фрагменты прямоугольной печи, используемой для обжига кирпичей. В целом все печи, а в рабочем квартале их было обнаружено восемь, имели одинаковое устройство и отличались только формой топочной камеры, которая могла быть не только прямоугольной и округлой, но и куполообразной, либо вытянутой.
Помимо фрагментов печей искатели древностей обнаружили и мощный, хорошо сохранившийся наземный дымоход длиной более 40 метров, со специальными отсеками, из которых выгребался шлак. Рабочую инфраструктуру дополняли специальные площадки, выложенные речными окатышами, на которых мастера складировали глину. Технология производства керамических изделий, главным образом посуды, требовала, чтобы глина перед использованием, что называется, отдохнула. Пролежав на таких площадках полгода, а то и целый год, сырье избавлялось от соли и других ненужных примесей.
— Помимо этого, на северо-западной стороне была обнаружена площадка, выложенная фигурной кладкой жженым кирпичом, — продолжает свой рассказ историк. — Это было место, на котором глину замешивали, подготавливая к работе. В непосредственной близости от площадки располагался резервуар с водой. Рядом имелись две сквозные печи с одной загрузочной камерой. С северной стороны мы обнаружили два помещения, выложенных жженым кирпичом. Возможно, одно из них использовалось в качестве мастерской, другое — для хранения готовой продукции.
По мнению историков, гончарные мастерские просуществовали в шахристане до конца XIX века. А когда их продукция перестала быть востребована, производство пришлось свернуть.
— В 1864 году Туркестан вошел в состав Российской империи, –добавляет специалист. — С этого времени на территории города стала массово появляться заводская керамика, и продукция доморощенных гончаров оказалась попросту неконкурентоспособной. Керамика, привозимая из метрополии, была более массовой, а главное, более доступной в цене. Конкурировать с заводской продукцией местные мастера, технология производства у которых не менялась столетиями, не смогли и вынуждены были свернуть производство.
Историки считают, что после закрытия производства мастерские и печи могли быть разобраны самими хозяевами. А вскоре люди и вовсе покинули старый город, перебравшись в новую часть Туркестана, где инфраструктура была более развитой, а условия проживания — более комфортными. Постепенно эта часть города стала приходить в запустение, и уже к моменту появления здесь археологов Культобе и вовсе представлял собой холм, заросший бурьяном и засыпанный мусором.
— Мощностей этих мастерских во времена, когда их продукция была востребована, было достаточно для обеспечения нужд всего городища Туркестан, — высказывает предположение Казизов. — Ведь в ходу была и привозная, в частности риштанская керамика, завозимая из городища Риштан в Узбекистане. Кроме того, было много посуды российского производства. Как и прочие российские товары, она попадала в Среднюю Азию и Казахстан еще до вхождения этих территорий в состав Российской империи. Судя по конструкциям печей и найденным образцам керамической посуды, мастерские могли просуществовать в этих местах не более 200 лет. Вероятно, это было семейное ремесло, которое передавалось из поколения в поколение несколькими семьями, жившими в одной махале. Люди здесь жили и работали, пока позволяли экономические условия и их продукция была востребована. В это время они были основными поставщиками керамики в самом Туркестане и в сельской округе. Не исключено, что кирпичи из этих мастерских могли использоваться при проведении ремонтных работ мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Ведь даже на момент появления мастерских мавзолею было уже больше двух столетий, и он мог нуждаться в реставрации.
Хорошая сохранность архитектурных конструкций квартала гончаров, площадь раскопанных помещений и найденные печи позволяют ученым говорить об уникальности данного объекта.
— Главная его ценность в том, что здесь можно отследить весь цикл производства керамической посуды — от подготовки сырья на специальных площадках до готовой продукции, — поясняет Казизов. — И туристы, которые придут на городище, смогут получить представление о том, как функционировал древний гончарный кластер. Я думаю, что это очень интересно, тем более что это пока единственный подобного рода археологический памятник в Казахстане. Прежде археологам удавалось обнаружить лишь останки небольших гончарных мастерских. Их находили на городище Отрар, Сауран, Курык-тобе, Сарайшык и Жайык. И только здесь, на Культобе, мы нашли целый производственный комплекс. Найденные на месте артефакты говорят о том, что в свое время здешним гончарам удалось достичь высокого мастерства в технике обжига посуды и создании прекрасных керамических изделий, которые сегодня могут украсить коллекцию любого музея.
Уже в ближайшее время к работе приступит команда реставраторов, перед которой стоят задачи по консервации и частичной научной реставрации археологического объекта.