Золотые изделия, обнаруженные в ходе археологических раскопок на городище Культобе, пополнили фонды государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан».
За два года исследования городища собрана россыпь золотых украшений и не только. Не меньшую ценность для ученых представляют керамика и монеты, изделия из меди и фарфора. В общей сложности удалось найти и описать более полутысячи материальных свидетельств жизни людей, населявших этот край с давних пор.
История городища Культобе начинается со ІІ в. до н. э. В некоторых источниках его название указывается как Культобе Яссы (Асон). Впервые название Яссы упоминается в рукописях армянского правителя Гетума I, который направлялся в ставку великого монгольского хана Менгуда через южный регион Казахстана.
В фонд музея-заповедника «Азрет Султан» передано 193 керамических изделий, относящихся к ХVII–ХIХ векам, 77 изделий из меди, 298 монет (ХVIII–ХIХ), 17 фрагментов фарфоровой посуды, 6 золотых украшений
(II–IV), 2 золотые серьги (ХIII–ХIV), 7 фрагментов золотых изделий, а также 9 серебряных монет и 2 серебряных украшения. Среди находок есть золотые изделия, обнаруженные в самом древнем строительном пласте: серьги, украшения для одежды, датированные II–IV веками.
Серьги изготовлены из тонкой золотой фольги, украшения в форме граната имеют изогнутую форму. Другие древние серьги, вызывающие большой интерес, изготовлены в полихромном стиле и имеют форму «калачика».
Похожие женские украшения ранее в южном регионе были обнаружены в катакомбах кургана Культобе в Ордабасинском районе при исследовании могильного сооружения. Больше археологам такие украшения в Туркестанской области не встречались.
– Как правило, золотые украшения находят не в самом городе, а в межевых холмах, – рассказывает доктор исторических наук, археолог Мухтар Кожа. – В этом и заключается особенность редко встречающегося артефакта, обнаруженного на Культобе. В сакский период женские украшения были другими. Тогда их не украшали дополнительно камнями. Каждый артефакт дает нам сведения о традициях и обычаях, быте наших предков.
Мухтар Кожа считает, что эти серьги относятся к периодам гуннов и сарматов, то есть их изготовили ювелиры во II–III веках. Коллекцию ювелирных изделий музея пополнили и серьги в форме вопросительного знака, украшенные жемчугом. Их датируют XII–XIII веками.
Точно такие же серьги были обнаружены в 2000 году в ходе раскопок на городище Сауран, их также передали в фонд музея-заповедника. Ученые называют такие серьги «кипчакскими» и считают, что носили их не представители власти, а простой народ.
Не менее интересно и украшение в виде цифры восемь. Его древний мастер изготовил из тонкой проволоки. На второй стороне на тоненькую проволоку нанизаны 4 маленькие жемчужины.
– Золотые украшения, относящиеся к II–III векам, свидетельствуют, что казахская земля издревле была богата различными металлами, – считает руководитель отдела фонда хранения историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» Нуржамал Аширбаева. – Наш край был центром, где впервые начала развиваться металлургия, и наши мастера в совершенстве владели искусством изготовления различных украшений.
Казахский научно-исследовательский институт культуры археологическое исследование городища Культобе по инициативе Министерства культуры и спорта ведет третий год. Раскопки позволили обнаружить остатки первых архитектурных сооружений в Казахстане, жилых домов эпох кокандского правления и Казахского ханства.
В рамках реставрационных и археологических работ, запланированных на 2019–2021 годы, начато частичное восстановление стен с сохранением первоначального вида построек, а также строительство галерейных дорог для туристов. Продолжится исследование тайн городища Культобе, а также подготовка научной концепции охраны и восстановления значимых исторических мест.
На Культобе по рекомендации ЮНЕСКО и международной экспертной ассоциации ИКОМОС появится археологический парк. Сейчас разрабатываются 3D-модели мастерских ремесленников, домов, молельных комнат и иных объектов. Идут подготовка и выпуск монографий, научных сборников, посвященных городищу Культобе в таких аспектах, как археология, этнография, культурология, искусствоведение, иллюстрационные альбомы и научные статьи.
Параллельно идет восстановление старинных книг, обнаруженных при раскопках Культобе. За полтора года специалистами научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым» реанимировано около 200 листов одной из трех книг, пролежавших под землей 100 лет. Эта лаборатория обладает собственной технологией извлечения артефактов блоками: находка извлекается из земли вместе со слоем грунта и переносится на ровную поверхность. Извлечение со средой и сохранение сложившегося микроклимата – важный момент сохранения предмета, который на воздухе может рассыпаться в считанные часы.
За дело взялся известный казахстанский художник-реставратор, основатель научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым», заслуженный деятель Казахстана Крым Алтынбеков, прибывший в Туркестан. За долгое время хранения книги под землей страницы спрессовались, превратившись в единый монолит. Отделить их друг от друга оказалось невозможно. Решено было просто поддерживать микроклимат, позволяющий остановить дальнейшее разрушение.
Вскоре археологи нашли еще две книги, сохранность которых оказалась лучше, потому что они хранились в деревянном футляре. Они лежали неподалеку от первой книги на глубине 30 см, оказавшись доступными для мышей, слегка повредивших находку.
Восстановить обложки всех трех книг практически невозможно. А вот понять, что написано, и даже прочесть пометки на полях, сделанные столетие назад, удалось.
– Наша главная задача – восстановить физическое состояние книг, чтобы их можно было взять в руки, пролистать, – рассказывает Крым Алтынбеков. – Уже восстановлено около 200 листов. Пока мы знаем, что все три книги датируются XIX веком. Написаны арабской вязью и изданы либо в Ташкенте, либо в Казани. Такие пояснения к Корану, как правило, печатались для медресе, в которых готовили священнослужителей. Читать на арабском я не умею, поэтому сказать, что именно там написано, не могу. Да и не моя это задача. Мне важно восстановить книги до такого состояния, чтобы ученые могли взяться за их изучение. Ведь каждый артефакт – это носитель информации.