Культобе — находка для туриста

09.06.2021 14:25 848

Богатым на открытия оказалось начало нового полевого сезона на городище Культобе, раскопки которого третий год кряду ведут археологи Казахского научно-исследовательского института культуры (КазНИИК). Изыскания, главной целью которых является создание археологического парка под открытым небом, проводятся в рамках научного проекта «Реставрация исторических объектов городища Культобе», реализуемого при финансовой поддержке Евразийской Группы (ERG). Руководит научным проектом генеральный директор ТОО «Казахский научно-исследовательский институт культуры» доктор философии (PhD) Андрей Хазбулатов.

Самые масштабные в стране археологические изыскания ведутся в 300 метрах от мавзолея Ходжи Ахмета Ясави. В том самом месте, где когда-то начинался современный Туркестан, признанный столицей тюркского мира.

Старость — в радость

Чтобы собственными глазами увидеть возрождающийся из руин древний город, отправляемся с коллегой на раскопки городища. Микроавтобус, следующий по маршруту Шымкент — Туркестан, довозит нас до исторического центра. Наша остановка недалеко от мавзолея, и далее мы отправляемся к месту раскопок пешком. До него не больше пяти минут ходу, и чем мы ближе, тем яснее вырисовываются очертания древнего города с его неширокими улицами, основанием жилых домов и рабочих кварталов.

Столетия Туркестан хранил многие свои тайны под толщей земли, и только благодаря идее возрождения древнего города, инициатором которой стал Первый Президент Нурсултан Назарбаев, у ученых появилась возможность основательно приступить к их разгадке.

После того как архео­логические и научно-реставрационные исследования буферной зоны мавзолея Ходжи Ахмета Ясави были включены в концепцию генерального плана по развитию города Туркестана как духовного центра тюркского мира, на Культобе началась реализация самого масштабного в стране научно-изыскательского проекта. В нынешнем году трехгодичный проект выходит на финишную прямую, и уже в октябре должна состояться презентация создаваемого здесь парка под открытым небом.

Пока же работы идут полным ходом. Продолжаются археологические изыскания, параллельно специалисты КазНИИК занимаются консервацией и частичной научной реставрацией ранее найденных исторических объектов. На площади свыше 30 гектаров ученым КазНИИК уже удалось обнаружить множество интереснейших археологических объектов жилого и общественного и религиозного назначения, ведущих свои истории со II века по XIX век нашей эры.

В новом полевом сезоне, начавшемся в первых числах марта, искатели древностей ведут изыскания сразу на нескольких участках древнего городища, намереваясь восстановить из руин уникальный торгово-ремесленный квартал, объединяющий ювелирную мастерскую, асхану, складские и торговое помещения, кварталы кузнецов и металлургов, в которых обнаружены древние печи и мастерские, и западную стену, где археологи обнаружили останки одной из нескольких сторожевых башен.

Аргументы и артефакты

Работы на городище начинаются ранним утром. Уже в семь утра археологи и специалисты, занимающиеся реставрацией исторических объектов, на месте. До времени наступления сильной жары, которая установилась здесь уже со второй половины мая, искатели древностей стараются выполнить весь запланированный на день объем работ. Мы приехали в Туркестан во второй половине дня, когда археологи уже закончили работу. Но специально для нас была организована экскурсия на городище, в ту его часть, где сейчас ведутся масштабные раскопки.

Нас сопровождает известный археолог, научный сотрудник КазНИИК Айсулу Ержигитова. В исследовании древнего Туркестана Айсулу Аскаровна принимает участие уже не первый год. Когда-то она работала в команде признанного казахстанского археолога по средневековой архитектуре Ерболата Смагулова, открывшего Культобе для казахстанской науки, и была приглашена для участия в реализации трехлетнего научного проекта.

— Мы на территории раскопа, который относится к старому городу, зародившемуся еще в XIV веке, — встречает нас руководитель археологической группы Денис Сорокин. — Эту часть города люди начали заселять во время строительства мавзолея. Район вокруг холма Культобе, с которого начинался древний Туркестан, к тому времени уже был заброшен. Здесь же начали активно селиться рабочие и ремесленники, принимавшие участие в строительстве мавзолея. То есть небольшое поселение со временем превратилось в город, в который с окончанием строительства мавзолея потянулись паломники, а со временем и торговцы. Так Туркестан стал важным пунктом Великого Шелкового пути. Город рос, увеличивалось его население. И вскоре он стал самым крупным из средневековых городов на юге Казахстана. Наша задача — выявить интересные постройки общественного назначения на территории старого Туркестана и той части города, которая была освоена в XIV веке, в период правления Кокандского ханства. Они станут частью создаваемого здесь археологического парка под открытым небом "Городище Культобе".

В минувшем году археологами были обнаружены постройки общественного назначения, такие как ханака, мечеть, медресе, баня, зикр-хана. На заключительном этапе археологи передвинули территорию исследования на север, для того чтобы охватить как можно большую часть древнего города с тем, чтобы создаваемый здесь парк под открытым небом был более обширным и туристы могли увидеть как можно больше разновременных исторических объектов. В завершающем полевом сезоне археологи также нацелены на изучение построек общественного назначения.

— Возвышение, на котором мы сейчас находимся, интерпретируется нами как какая-то укрепленная часть города, — добавляет Денис Сорокин. — Она примыкает к южной крепостной стене старого Туркестана и есть на старых картах, сохранившихся в архивах. Прежде это укрепление было в высоту около 5—6 метров, сейчас только около трех. Сразу за стеной располагался большой ремесленный квартал, в котором жили и работали кузнецы, гончары, ювелиры. Их присутствие подтверждается различными артефактами. В частности, обнаружены различные инструменты ювелиров, заготовки для браслетов и колец, а также готовые украшения. Присутствие кузнецов подтверждается наличием специальных печей и железного шлака.

Мы также планируем раскопать внешнюю городскую стену старого города с западной стороны. Когда-то это было довольно мощное укрепление с вырытым по периметру рвом. Сейчас это просто оплывшие холмы. Мы планируем раскопать внешнюю крепостную стену с угловой башней и примыкающими к ней постройками, возможно казармами для военизированной охраны.

Ступени вечности

Исследуемые исторические объекты, позволяющие представить картину беспрерывного развития Туркестана на рубеже эпох, Денис Сорокин называет уникальными.

— И это без преувеличения так, — добавляет специалист. — Мы работали с очень известными архитекторами-историками, которые заявили, что аналогов таким постройкам в Средней Азии просто не существует. Археологи его практически не изучали, считая, что поздний, так называемый кокандский, период не представляет интереса. Поэтому во многих местах его без сожаления пускали под бульдозер. И теперь, когда мы находим тот или иной объект кокандского периода, оказывается, что сравнить его попросту не с чем. Аналогов нет ни в Таджикистане, ни в Узбекистане, ни в Туркменистане. Поэтому вклад ученых КазНИИК в изучение среднеазиатской архитектуры очень важен.

Высоко оценивает проводимую казахстанскими коллегами работу археолог из Узбекистана Константин Шейко, принявший предложение принять участие в раскопках. В Туркестане заведующий музейным отделом Международного караван-сарая культуры имени Хираяма впервые.

— То, что я увидел, меня потрясает, — делится Константин Шейко. — На таком высоком уровне представить все этапы развития города, начиная со II века нашей эры и заканчивая XX веком, — это грандиозная задумка! Я такого еще не видел! Это очень важно для молодого поколения, которое не знает историю. Здесь им покажут, как жили их предки в I веке, в средневековье, в XVII и XIX веках. А уже они сами сравнят с тем, как живут сейчас. Такая экскурсия очень информативна и убеждает лучше тысячи слов.

По соседству с Константином Шейко на шахристане, который в средневековье был защищен крепостной стеной, работает еще один иностранный археолог. Кандидат исторических наук Геннадий Иванов не скрывает, что его тоже поразил масштаб работ, как, впрочем, и то, сколько внимания уделяется проекту.

— Это правильно и нужно для страны и народа, — убежден Геннадий Иванов. — Поскольку объект стоит на окраине старого города, мне посчастливилось проникнуть чуть ниже верхнего слоя. Потому что надо было открывать фасад. Уже сейчас понятно, что на этом участке есть, по крайней мере, четыре исторических периода, и это не предел. Если копнуть глубже, то, скорее всего, под этими ветхими постройками окажется достаточно монументальное здание — хорошо укреп­ленное и богатое на интересный материал.

Работы в этой части городища продолжаются, и искатели древностей уверены, что их ждет еще немало открытий.

— У археологов всегда есть соблазн выявить что-то более древнее, — продолжает Денис Сорокин. — С одной стороны, мы понимаем, что уже открыли целый квартал, комплекс, показывающий функции и взаи­модействие между собой этих строений, а с другой стороны, мы точно знаем, что на два метра в глубину есть постройки. И опыт показывает, что сохранность их будет лучше, чем тех, которые уже вскрыли. И находки более интересными будут. Поэтому мы хотим часть объекта раскопать на уровень более раннего перио­да, чтобы показать какую-то хронологическую взаимосвязь между этими объектами, а часть территории оставить на уровне верхнего горизонта, сохранив комплекс и его планировку как целостный объект.

История в деталях

Поблагодарив историков за увлекательный рассказ, отправляемся на следующий исторический объект, обнаруженный археологами в новом полевом сезоне. Уникальный восточный базар расположен в 300 метрах к юго-западу от знаменитого мавзолея.

— Здесь идет тропинка, — показывает нам мощенную столетия назад дорожку Айсулу Ержигитова. — Здесь, вероятно, была чайхана, так как при раскопках были найдены печи, в которых готовилась еда. Их присутствие на базарах логично — люди, пришедшие за покупками, могли зайти в чайхану, чтобы передохнуть, выпить чаю. Здесь же мы нашли своего рода галерею, вдоль которой, скорее всего, тянулись торговые лавки. Покупатели проходили, рассматривали товар, что-то покупали. Все отсеки, а их больше десятка, одинаковой планировки и размера. Полы вымощены кирпичом, идет единая длинная стена порядка 20 метров. Мы сравнили это место с картами 1875 года, и все совпадает. В "Туркестанском альбоме" есть фотографии, и наша планировка подходит под снимки существовавших восточных базаров. Структурно археологический объект состоит из восточного, центрального и западного крыла. На данный момент археологами вскрыты более трех десятков помещений различного назначения. На сегодняшний день археологами вскрыто около 1,5 тыс. квадратных метров различной рыночной инфраструктуры, но работы еще не завершены. По информации археологов, входы в торговые ряды были со стороны галереи, огибающей базарную площадь по периметру. Часть помещений базара имеет в структуре очаги-сандалы, другая — санитарные устройства — ташнау.

Изначально все помещения восточного базара были возведены из сырцового кирпича, но в XIX веке были перестроены с использованием жженого. Судя по обнаруженным артефактам — фрагментам керамики, предметам быта и многочисленным разновременным нумизматическим находкам, которые сейчас проходят камеральную обработку, базар активно использовался в XVIII—XIX веках, но первые торговые ряды здесь появились гораздо раньше. Обнаруженный археологами уникальный восточный базар, как и ранее найденные караван-сарай, гостевой и торговый дома, еще раз подтверждают, что древний Туркестан являлся важным культурным, религиозным и торговым центром Великого Шелкового пути.

Острое чувство древности

Сделав несколько фотографий уникального восточного базара, отправляемся дальше. Следующую остановку делаем у бригады реставраторов. Они продолжают работу, несмотря на палящий зной, и у нас есть возможность запечатлеть на фото процесс реставрации. А разговор о технологии проведения консервационных и реставрационных работ заводим с начальником участка по реставрационным работам КазНИИК Василием Слабуновым.

Специалист отмечает, что историческим объект делает материал, найденный при раскопках. Если заменить древний материал на современный, то всякий историзм пропадает. Объект теряет туристический потенциал и утрачивает свою научную ценность.

— С самого начала мы решили для себя, что не будем нарушать традицию научной реставрации и используем в работе только аутентичные материалы, — делится Василий Слабунов. — Изучив найденные археологические слои, мы получили состав древнего материала, идентичного тому, из которого жители древнего Туркестана строили свои дома и мастерские. Это глина, солома, зерновая шелуха, конский навоз и известь. Мы взяли на вооружение древнюю технологию и создаем практически аутентичный строительный материал. Высота реконструируемых объектов — не более метра для фоновой археологии и не более двух метров для якорных.

 

В соответствии с утвержденными проектами, занятые в реставрации специалисты создают защиту для старого строения, придавая ему при этом презентабельный внешний вид.

— Мы используем тот же местный материал, что и 200–300 лет ­назад, — добавляет специалист. — Выложенным из кирпича стенам, создающим над древней постройкой своеобразный защитный короб, придаем овальную форму, чтобы на поверхности не задерживались осадки. Внутри жилых строений и ремесленных мастерских, если требуется, воссоздаем печи для обжига, очаги, суфы. Гидроизоляция позволяет обезо­пасить исторические объекты от воды. Такой защиты хватит на 5-6 лет, потом опять потребуется реставрация. Но когда речь идет о сырцовой архитектуре, без нее никак не обойтись. Мы делаем все возможное, чтобы применяемая нами технология консервации и реставрации надежно сохраняла исторические объекты от разрушения. Ну а если в перспективе появится необходимость в проведении дальнейших археологических изысканий, защитный слой можно будут легко демонтировать.

Домой возвращаемся уже вечером. За окном мелькают современные здания и жилые дома, зеленеют парки и расстилаются ковром миллионов цветов уютные скверы. За считанные годы Туркестан преобразился до неузнаваемости. Уже сейчас древний город стал местом притяжения тысяч туристов. И можно не сомневаться в том, что продолжающиеся научные исследования городища Культобе, как ключевого памятника в изучении процессов интеграции и взаимовлияния культур народов обширной Евразии, еще больше укрепят статус Туркестана как древнейшего сакрального центра тюркского мира.