Древнейший в Казахстане крестообразный храм I–II в. и воздвигнутая вокруг него цитадель являются одним из самых ценных исторических объектов создаваемого в Туркестане археологического парка под открытым небом «Городище Культобе». Исследования уникального архитектурно-фортификационного комплекса ведутся учеными Казахского научно-исследовательского института культуры (КазНИИК) в рамках научного проекта «Реставрация исторических объектов городища Культобе», осуществляемого при финансовой поддержке Евразийской Группы (ERG).
Из почти 30 гектаров, отведенных под создание археологического парка, за два с половиной года реализации проекта исследовано уже больше 20 гектаров, на которых удалось обнаружить множество интереснейших археологических объектов жилого, общественного и религиозного назначения, ведущих свою историю со II века до нашей эры по XIX век нашей эры. Все они по-своему уникальны и, бесспорно, способны привлечь внимание как казахстанских, так и зарубежных туристов. Одним из первых в число ключевых объектов попали древнее святилище и окружающая его цитадель.
Об уникальной находке ученые впервые заговорили еще 10 лет назад.
— 2011 год в археологической науке Казахстана был ознаменован открытием уникального древнего архитектурного сооружения на территории города Туркестана, — информирует научный сотрудник КазНИИК Айсулу Ержигитова. — В 300 метрах от знаменитого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, под наслоениями холма Культобе, был вскрыт горизонт, существование которого по стратиграфическим данным и комплексу разнообразных артефактов археологи отнесли ко II в. до н. э. — III в. н. э. Это важное открытие принадлежит известному казахстанскому ученому Ербулату Смагулову, внесшему огромный вклад в изучение археологических памятников Южного Казахстана и, к сожалению, уже ушедшему из жизни.
Самые первые же археологические исследования древнего Туркестана были проведены патриархом среднеазиатской археологии Михаилом Массоном еще в 30-х годах прошлого столетия. Он утверждал, что в XII—XV веках на месте расположения мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави и в ближайших от него окрестностях находилось кладбище древнего города Яссы, и высказал предположение, что сам город вплоть до XV века мог находиться где-то к югу от мавзолея. Со временем все эти предположения получили подтверждение. В 80-х годах прошлого столетия археологи уже точно знали, что древний Яссы локализуется к югу от мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, а холм Культобе представляет собой остатки его цитадели.
По мнению специалистов, обнаруженное крестообразное здание с щелевидными бойницами в стенах нижнего этажа было ядром застройки города. Этот храм является древнейшим в Казахстане свидетельством городской культуры. При исследовании самых нижних слоев цитадели историки пришли к заключению о том, что город мог возникнуть как небольшая крестообразная сырцово-пахсовая крепость. Она имела как минимум два этажа, из которых уцелел лишь нижний цокольный. Его планировку составляло длинное, до 19 метров, узкое помещение, к середине которого с двух сторон пристроены два небольших квадратных помещения. Между ними в толще стен арочные проходы, которые перекрывались сводами. Наружные стороны четырех образовывавшихся лучей пронизывали восемь щелевидных бойниц.
Спустя некоторое время крепость была значительно расширена. С юго-восточной стороны к ней был пристроен десяток помещений разного назначения, которые компоновались вокруг внутреннего открытого дворика. Так образовался укрепленный замок, с течением времени он был окружен пахсовой крепостной стеной, толщина которой достигала трех метров, углами в 120 градусов.
Замок и крепостная стена образовали мощную крепость-цитадель, вокруг которой в I—II веках появился древний город, со временем ставший важнейшим пунктом на Великом Шелковом пути, который называли Шавгар, потом Яссы и наконец Туркестан.
— Сохранность стен, обнаруженных в ходе раскопок помещений, была просто великолепной, — добавляет историк, в свое время ставшая свидетелем важного открытия. — Причем стены первого этажа не просто уцелели, но и сохранилась штукатурка, даже такие архитектурные детали, как потолочные карнизы. Поражает продуманность всех деталей и конструктивных решений древних архитекторов и мастерство строителей.
Отечественной науке известны всего три-четыре аналогичных по планировке здания. Локализуются они в Жамбылской и Туркестанской областях и относятся к первым векам нашей эры.
— Подобные постройки и ранее изучались на территории республики, — поясняет археолог. — Прямыми аналогиями найденному на Культобе крестообразному зданию являются вскрывавшиеся в 60-х годах прошлого века постройки на поселениях Чоль-тобе и Кызыл-Кайнар-тобе в Жамбылской области. Вскрытые нами сооружения соответствуют им удивительно точно и по параметрам, и по планировке. Еще одной аналогией является крестообразное здание, исследованное на цитадели городища Актобе-2 в Шардаринском районе Туркестанской области. Также аналогичные постройки изучены на территории Узбекистана.
По мнению археологов, это древнейшие памятники гражданской архитектуры в Казахстане, и их можно связать с культурой древнего государства Кангюй. Предполагается, что уникальный археологический памятник вполне может представлять собой храм одной из религий, распространившихся в первые века нашей эры по всей Центральной Азии.
— Мы не говорим, что это был жилой комплекс, так как на месте не было обнаружено печей, тандыров и очень мало бытовой керамики, — добавляет Айсулу Ержигитова. — Вероятно, здесь совершались обряды и ритуалы некоего племенного объединения. То, что это место было культовым, подтверждает и то обстоятельство, что, покидая его, горожане полностью замуровали все внутренние помещения сырцовыми кирпичами, благодаря чему комплекс хорошо сохранился. Понятно, что, если бы люди, жившие здесь много столетий назад, не приложили усилий, этот уникальный комплекс был бы полностью разрушен. Это говорит о том, что место было для горожан священным и они хотели его сохранить.
Не исключено, что древний храм мог быть святилищем зороастрийцев. По другой версии, мощное сооружение является предтечей тенгрианских храмов. Ведь кангюи были самыми первыми тюркоязычными сообществами, которые поклонялись Солнцу, Луне и Небу. Предполагается, что свое существование храм прекратил в начале IV века нашей эры.
— В одном из комплексов пристроенных сооружений были зафиксированы следы мощного пожара, — добавляет археолог. — На основании полученных находок можно предположить, что примерно в это время древняя цитадель подверглась разрушению и сожжению.
Археологические изыскания на самом древнем участке городища полностью еще не завершены. Археологи надеются на их продолжение, так как еще не до конца вскрыты древние крепостные стены, окружавшие цитадель, защищавшие жителей города. Не добрались искатели древностей и до въездных ворот в древний город. Но это вопрос времени. И вполне возможно, что в ближайшие годы работы на холме Культобе будут продолжены и преподнесут еще новые интересные открытия.