Богатый остеологический материал оказался в числе находок, обнаруженных археологами в ходе реализации масштабного научного проекта «Реставрация исторических объектов городища Культобе», осуществляемого учеными КазНИИК при финансовой поддержке Евразийской Группы (ERG). В их число попали и несколько сотен бараньих лопаток, оставшихся от живших в Туркестане столетия назад прорицателей — жаурыншы.
Необычные находки, десятками, а то и сотнями складированные в древних помещениях, были обнаружены во время раскопок тахарат-ханы, датированной XVIII — XIX веками и на одном из торговых рядов XIX века.
— Лопатки мы нашли на территории строения базарного типа, состоявшего из 13 помещений разного размера. Торговый ряд, в котором располагались и ремесленные мастерские, был окружен городскими улицами. В одном из помещений дукана, так в те времена назывались строения базарного типа, и были обнаружены несколько десятков бараньих лопаток, — поделился научный сотрудник КазНИИК Анатолий Шаяхметов.
При этом большая часть найденных археологами лопаточных костей имела следы специально проделанных отверстий и порезов.
— Вероятно, они принадлежали местным прорицателям — жаурыншы, которые при помощи бараньих лопаток предсказывали будущее. Эти люди были главными предсказателями, когда дело касалось жизнедеятельности того или иного населенного пункта. Знахари также использовали лопатки при исцелении больных. На найденных при раскопках бараньих лопатках встречаются один, два или три прореза, а также круглые отверстия, расположенные в разных частях лопаточной кости, что наталкивает на мысль о различных видах гаданий, практиковавшихся у туркестанских жаурыншы, — информирует научный сотрудник КазНИИК Айсулу Ержигитова.
По информации ученых КазНИИК, лопаточные кости составляют практически 80% всего остеологического материала, найденного на раскопках Культобе. Археозоологическими исследованиями останков занимается антропологическая лаборатория Института археологии им. А. Маргулана, ученые которого плодотворно сотрудничают с Казахским научно-исследовательским институтом культуры. Благодаря научному проекту "Реставрация исторических объектов Культобе" впервые проводится тщательное изучение не только найденных на раскопках артефактов, но и всего остеологического материала, включая кости домашних и диких животных. Эти исследования способны пролить свет на традиции скотоводства, охоты и другие культурные аспекты жизни населения Туркестана в период средневековья. Прежде ученым приходилось отталкиваться лишь от данных письменных источников, оставленных арабо-персидскими и европейскими путешественниками.
Гадание на бараньей лопатке уходит корнями в глубокую древность. В мирное время жаурыншы использовали для гадания лопатку белого барана, в военное — черного. Чтобы узнать, чем закончится сражение во время военных конфликтов, лопаточную кость держали над открытым огнем и по полоскам на ней определяли итоги битв. В каждом военном отряде был свой жаурыншы, который должен был предсказывать благоприятное время для выступления в поход, то, в какой стороне находится противник, маршрут его движения. Прорицатель также подсказывал военным командирам, в каком месте следует сделать засаду или дать бой. В мирное время по особенностям строения бараньей лопатки (сваренной или сырой) предсказывали, будет ли плодиться тот или иной вид скота у хозяина дома, разбогатеет ли он.
Будущих предсказателей к их особой миссии готовили практически с самого рождения. Этим занимались опытные жаурыншы. У каждого хана или человека, приближенного к власти, были свои жаурыншы. Платили прорицателям не только деньгами, но и скотом, товаром, продуктами питания. При этом не существовало единого тарифа, и жаурыншы должен был довольствоваться тем, что ему давали за труды. Предсказатель, требующий определенную оплату, рисковал остаться без работы, так как подобная манера поведения вызывала недоверие у односельчан.
— Этот вид гадания был очень популярен в казахском традиционном обществе. Сведения об этой категории казахских прорицателей встречаются в дореволюционной литературе, казахском фольклоре и других источниках. Феномен гадания на лопатке и целительства с помощью нее был широко распространен у многих тюркоязычных народов Евразии, у ряда северокавказских этносов — балкар, кабардинцев, карачаевцев, осетин и многих других народов, у которых также был распространен культ барана. Бытует мнение о том, что именно от жаурыншы берут начало сказители казахского народного эпоса жырау и жыршы, — сообщила старший научный сотрудник проекта, кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор Жанерке Шайгозова.
Исследование найденного на Культобе остеологического материала продолжается.