Фильм об археологических сокровищах Казахстана будет представлен на международном фестивале в США

07.09.2021 10:17 565

Впервые в Международном археологическом кинофестивале The Archeology Channel 2021, который пройдет этой осенью в США, примет участие документальный фильм, представленный странами СНГ. Это будет лента казахстанского режиссера-документалиста Алексея Каменского, повествующая об археологическом парке Культобе, расположенном вблизи мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане.

Рассказывая миру о Казахстане

Алексей Каменский, казахстанский режиссер и сценарист многих документальных фильмов, которые неоднократно удостаивались престижных зарубежных наград. Кавалер ордена «Парасат». Родился в Алматы в 1972 году, в 1994-м окончил Алматинский энергетический институт по специальности «Радиосвязь и телевидение». Начинал работать видеоинженером на телеканале «Казахстан», затем — режиссером новостных и развлекательных программ на «31-м канале». Его фильмография включает такие ленты, как «Дешт-и-кипчак. «Тайные знаки», «Под вечным оком неба», «Фатима», «Шелковый путь Марко Поло», «Казахский Ренессанс. Жумат Шанин», «Особенная земля. Qyzylorda», «Серке Кожамкулов. Играть по-настоящему». Фильм о Серке (Сералы) Кожамкулове, к примеру, одержал победу в номинации «Лучший документальный фильм» в Казахстане, и, по мнению киноведа Гульнары Абикеевой, режиссеру удалось создать настоящий портрет Человека.

Режиссер создает исторические образы во всех своих фильмах. Сам он объясняет это тем, что всегда старается придать лентам игровой характер, тщательно изучив архивные материалы. Когда документальное кино, как правило, снимают по обычному стандарту, Каменский оживляет ленты, вводя игровые моменты, проводя кастинги, подыскивая главного героя, второстепенных персонажей. Режиссер убежден, что так зрителю проще и приятнее погружаться в атмосферу исторических событий или следить за развитием современной науки, культуры, истории. И если в фильмах об известных личностях характеры передают исполнители ролей, то атмосферу древних городов показать сложнее — здесь надо понять душу, фактуру, их особенности, часто едва уловимые. Фильмы, снятые о городище Культобе, пронизаны сакральной аурой мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, города Туркестана, в котором через дымку пыли, песка и глины веков взору зрителя открываются порталы арок и сводов старинных кварталов и зданий, а через сухую полынь виднеются голубые и позолоченные оттенки стен мавзолея и небесного свода.

Мекка документалиста

Сотрудничая с Казахским научно-исследовательским институтом культуры и лично участвуя в проекте «Реставрация исторических объектов городища Культобе», Алексей Каменский год за годом наблюдает и снимает на камеру вырастающий из-под земли город, по которому ходил суфий Ходжа Ахмед Яссави. Всякий раз, возвращаясь из Туркестана домой, в Алматы, он продолжает думать о древнем городе, монтировать отснятый материал, осмысливать новый. Мы встречаемся с Алексеем, чтобы поговорить о документальном кино и сохранении истории. — Я люблю Туркестан, его пыль веков, его теплых людей и детей, которые всегда первыми здороваются на улицах, — говорит Алексей Каменский. — Я столько раз обошел мавзолей вдоль и поперек, спускаясь в его хильветы и поднимаясь на крышу, что, кажется, закрыл свое паломничество в Мекку на все предстоящие жизни. Это шутка, но, если задуматься, мне очень везет — не всем позволяют видеть и снимать мавзолей с разных ракурсов и локаций и даже запускать дроны над ним. А в последние несколько лет мне довелось стать свидетелем того, как рядом с мавзолеем появляется редкостный и масштабный, единственный в стране археологический парк под открытым небом на месте реального города, сохранившего для нас яркие артефакты прошлых веков.

Культобе как симбиоз культур и религий

Городище Культобе является древнейшим культурным, религиозным и торговым центром Великого Шелкового пути, который в разные времена именовался Шавгар — Ясы — Туркестан. Объект находится на охранной территории мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, внесенного в список памятников культуры ЮНЕСКО. Благодаря археологическим изысканиям последних лет, проводимым Казахским научно-исследовательским институтом культуры, памятник «городище Культобе» стал позиционироваться как один из очагов Евразийской культуры, где слились городская и кочевая цивилизации. Изначально город населяли племена кангюев, тюрков, впоследствии — арабов и других народов вплоть до становления его столицей Казахского ханства.

На Культобе выявилось множество уникальных исторических объектов и артефактов — мечеть, ритуальные сооружения, целые кварталы жилых построек. А самой крупной и впечатляющей реликвией стал обнаруженный здесь крестообразный храм I-IIвеков, сохранившийся практически в первозданном виде.

— Размеры «креста», ориентированного по сторонам света, абсолютно равнозначны. По его поводу выдвигают ряд гипотез, связывающих строение с культом солнца и огня. При этом здесь повсеместно встречаются крестообразные знаки то в виде розеток на керамике, знака-тамги и даже в декоре, находящегося на облицовке мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, — говорит Андрей Хасбулатов, генеральный директор Казахского научно-исследовательского института культуры, доктор философии, заслуженный деятель Казахстана.

Проявление крестообразных знаков на Культобе, универсальных символов для многих культур и цивилизаций, трактующихся как центр мира, символ огня, света наталкивает на размышления о некогда едином знании древнего мира, едином культурном архетипе евразийской культуры.

— Крестообразный храм — якорный объект Культобе, обнаруженный казахстанским археологом Ербулатом Смагуловым. Вокруг этого храма нарастал тот самый город, по улицам которого ходил Ходжа Ахмед Яссави. Это строение говорит о том, насколько мы все смешаны и едины, — считает Алексей Каменский. — Это доказывают и археологические находки, которые подтверждают, что здесь была и община бухарских евреев, а за территорией Культобе по сей день существует еврейское кладбище. Это была большая диаспора, которая жила рядом с мусульманами. Здесь европеоиды и монголоиды жили рядом, представляя полиэтничное государство.

Режиссер снимает документальные ленты на месте этого городища в течение шести лет и каждый раз удивляется, как все мощнее и ярче проявляет себя Культобе:

— И это не новодел! Каждый раз, приезжая туда, даже если это происходит через месяц, удивляюсь, как археологи очищают и поднимают из-под земли дома, хамам, баню. В этом году, к примеру, открыты кварталы, в которых трудились ремесленники. Причем в них сохранились остатки ядер, которые здесь отливали, печи, керамическая посуда, ювелирные украшения, в том числе из золота, монеты, одна из которых представлена вторым веком нашей эры.

Самое необычное, что этот музей под открытым небом демонстрирует становление города на протяжении тысячелетий. Он, как слоеный пирог, в котором слой за слоем открываются разные исторические эпохи — от первого века нашей эры до начала ХХ века.

Выход в мир

— В наши дни работа археологов, ученых и реставраторов раскрывает забытые тайны древнего городища, и чем больше мы узнаем, тем более удивительным предстает этот величайший город — очаг евразийской культуры, — пишет в комментарии под своим фильмом, размещенном на YouTube-канале, Алексей Каменский. (На этом ресурсе можно найти фильмы Алексея под ником Alex Stone. — Прим. автора.) Единственный способ разгадать вековые тайны этого города — собрать все по камешку с помощью компьютерных технологий. Эти великолепные постройки, оборонительные сооружения, алтари, бани, дворцы и храмы поведают нам об удивительных событиях, произошедших здесь много сотен лет назад. Почти две тысячи лет забвения, толщи песка и пыли и еще чуть живые сполохи человеческой памяти — городище Культобе едва не исчезло в потоке времени. Сегодня пришло время вернуть древнему Туркестану его сердце, ядро, откуда начинался самый знаменитый город Великой степи. Городище Культобе дает нам шанс заглянуть в прошлое, ощутить таинственный холод сводов доисламских святилищ, вдохнуть ароматы средневековых тандыров, прикоснуться к могуществу суфийских зикров и услышать голоса предков, защищавших свою государственность.

Фильмы о Культобе отправлены на десяток международных кинофестивалей, в четырех из которых они прошли отборочные туры, попав в шорт-листы. А организаторы главного в мире археологического кинофестиваля The Archeology Channel 2021 сами вышли на режиссера с предложением разместить его ленту «Осмысляя историю. Тайны древнего Культобе» на одной площадке с другими фильмами, представляющими материальное и нематериальное культурное наследие человечества. Ни одного фильма из стран СНГ на этом ресурсе пока не было. Мир все больше узнает о реликвиях Казахстана, проникаясь уважением к его истории.

О влиянии Бахыта Каирбекова

— Я больше 15 лет проработал на телевидении, а потом Бахыт Каирбеков предложил сделать вместе проект, по которому мы сняли 19 сезонов «Этимологии образа». Проект основан на книгах Бахыта, в которых он излагает свои наблюдения за обычаями, традициями, культурой казахского народа. Бахыт Каирбеков очень много архивирует для страны, собирая, изучая, исследуя и коллекционируя жемчужины культурного наследия Казахстана. Благодаря ему я прикоснулся к нематериальному культурному наследию страны и продолжаю погружаться в его изучение, рассказывая миру о Казахстане. По линии ЮНЕСКО мы также сняли много кинолент и как-то в Корею, где шел проект по созданию документальных фильмов о нематериальном культурном наследии, привезли ленту «Наурыз». Она была заявлена для показа предпоследней, а многие, устав от просмотров, засыпали, уходили, и тут через минуту после показа нашего фильма публика воодушевилась, люди стали возвращаться, было много обсуждений. Эта лента произвела настоящий фурор. Другой совместный с Бахытом фильм — «Дешт-и-Кипчак. Тайные знаки» тоже объездил полмира. Он кажется мне идеальным, и это не просто документальный фильм. В нем задействованы величайшие эксперты и личности нашей эпохи. Недавно его вновь транслировался на государственном телеканале, и хочется, чтобы такие ленты могли видеть многие. Это все-таки просветительские, патриотичные, историко-библиографические фильмы, предназначенные для широкого круга зрителей. А зачем мы это делаем? Не нами сказано — без истории нет настоящего и будущего.