Культура – это не сфера обслуживания, а базис, на котором держится государство. Перед разработчиками проекта Концепции культурной политики Казахстана стояла архиважная задача – программный документ должен был отразить интересы и чаяния всех деятелей искусства страны и объединить их в том, что сегодня весь мир называет «казахстанским путем развития». Очень важным моментом было и то, что текст концепции поручено было разрабатывать не чиновникам, а деятелям культуры, чья профессия и жизнь тесным образом связана с миром искусства, гуманитарной наукой, художественным образованием.
Необходимость появления долгосрочной программы культурного развития была обозначена в Послании президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». Важным импульсом к созданию концепции стало поручение министра культуры РК Арыстанбека Мухамедиулы. Еще будучи ректором КазНАИ им. Т. Жургенова, он озвучивал собственное ясное видение проблем и главных задач казахстанской культуры. Как человек деятельный, он привык их не только обсуждать, но и искать конкретные пути решения. Разработчиком концепции был определен Казахский научно-исследовательский институт культуры, который привлек к работе лучших экспертов в этой сфере.
Работа над проектом концепции продолжалась несколько месяцев, и все это время рабочая группа была открыта для диалога, состав ее постоянно расширялся. Первые этапы работы над структурой и общим подходом к культурной политике РК проходили при непосредственном участии таких видных ученых, как профессор культурологии, доктор философских наук КазНУ им. аль-Фараби
Т. Габитов, д.ф.н., профессор КазНК им. Курмангазы А. Наурызбаева, доктор философских наук, профессор факультета философии и политологии А. Жолдубаева, директор ТЮЗа им. Н. Сац
Н. Горобец и других известных теоретиков и практиков искусства и культуры. Был проведен системный анализ текущей ситуации, изучен международный опыт культурной политики, сформулированы цель и задачи будущей концепции как важного стратегического документа. Чуть позднее к группе присоединились:
Б. Аманжол – кандидат искусствоведения, доцент КазНК им. Курмангазы,
С. Асанова – кандидат исторических наук института истории и этнологии им.
Ч. Валиханова, Р. Джуманиязова – директор радио Classic, которые обогатили концепцию своими предложениями по сохранению, развитию и интерпретации традиционного культурного наследия Казахстана. На этом же этапе в работу включились специалисты, имеющие богатый опыт культурных практик: Г. Файзуллина – кандидат исторических наук, руководитель проектов общественного фонда Almadeniet, и Г. Корецкая – руководитель проектов по культуре и искусству Британского совета в РК, которые внесли важные поправки в развитие культурных кластеров для будущего нашей культуры, а также о поддержке молодежных творческих бизнес-инициатив в рамках развития креативных индустрий. Е. Досмагамбет, доктор экономических наук, преподаватель «Назарбаев Университета», проявил экономические аспекты государственной культурной политики.
Концепция в полном смысле слова создавалась коллегиально. Публичные слушания, дискуссии, споры проходили не только в режиме реального времени, но и в виртуальном пространстве. В процессе работы выяснилось, что равнодушных к судьбе культуры в нашей стране нет. Каждый из обсуждающего постепенно превращался в автора, потому что все внесенные предложения внимательно рассматривались и лучшие из них включались в текст концепции. Менялась структура, текст обогащался новыми идеями.
Так, например, очень плодотворным и конструктивным было обсуждение проекта концепции в сенате Парламента РК под руководством А. Бижанова – председателя комитета по социально-культурному развитию и науке сената Парламента РК. На этом заседании, где проект концепции представлял министр культуры РК Арыстанбек Мухамедиулы, были получены ценные замечания по поддержке и развитию библиотек, особенно в сельских районах, развитию культурной инфраструктуры в регионах, обеспечению равных возможностей культурного развития для всех граждан Казахстана. Особое внимание в выступлениях Н. Оразалина – председателя Союза писателей РК, Б. Уморбекова – председателя Союза художников РК, Т. Жаманкулова – председателя Союза театральных деятелей, уделялось формированию культурного кода нации. И эта тема вошла в текст концепции отдельным разделом именно после обсуждений в сенате. Директор детской библиотеки им. С. Бегалина в Алматы, известный деятель культуры С. Раева рассказала о том, как остро не хватает сегодня качественной детской литературы на казахском языке и какую важнейшую миссию выполняют библиотеки в деле культурного просвещения и воспитания общества.
Очень ценные предложения по механизмам реализации культурной политики поступили от Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан. В том числе и по совершенствованию законодательной базы системы управления и финансирования, по инфраструктуре и культурно-имиджевой политике, по взаимодействию сфер культуры и туризма и улучшению сервиса в этих отраслях. Важные и конкретные идеи прозвучали от службы центральных коммуникаций при президенте РК.
КазНИИ культуры была проведена интенсивная работа по публичному открытому обсуждению проекта концепции по всем регионам Казахстана.
В представленном проекте концепции не только ясно сформулированы цель и задачи, но и предложены общие системные подходы, принципы и механизмы реализации культурной политики РК. Ключевое место в концепции отводится государственной поддержке культуры, но наряду с этим также важно и развитие государственно-частного партнерства. Рассматривается возможность создания фонда поддержки культуры. Фонды целевого назначения – эндаументы – одна из эффективных и успешных практик международной культурной политики. Как показывает многолетний зарубежный опыт, подъем культурного развития зависит не только от государственного участия, но и частных инвестиций. Принятие закона о меценатстве должно активизировать частный капитал в этом направлении.
В проекте концепции обозначены главные приоритеты развития казахстанской культуры – формирование культурной среды как базиса гражданского общества, сохранение, осмысление, интерпретация культурного наследия, ответственность сферы культуры за воспитание молодежи, яркое художественное воплощение национальных духовных ценностей, в конечном итоге – воплощение национальной идеи, укрепление международного имижда страны.
Ольга БАТУРИНА, искусствовед,
профессор кафедры истории и теории
изобразительного искусства КазНАИ
им. Т. Жургенова, Алматы
по материалам www.liter.kz