Стать частью мирового культурного наследия

25.07.2014 10:08 1702


О работе над Концепцией культурной политики РК, которая станет основным документом в этой сфере на ближайшие 35 лет, мы беседуем с одним из ее разработчиков, директором Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Н. Сац Надеждой ГОРОБЕЦ.

– Программы поддержки культуры принимались и ранее, правда, в основном на краткосрочный период. Их реализация сводилась в основном к увеличению объемов финансирования и улучшению количественных показателей, то есть сколько новых объектов будет открыто, сколько мероприятий проведено. На этот раз Президент поставил иную задачу – при формулировании стратегических задач учитывать возможности нового кластерного подхода и современных информационных технологий. При этом он предложил рассматривать культуру как один из главных показателей уровня развития государства, поставившего перед собой амбициозную задачу – войти в тридцатку самых развитых стран мира.

– Как известно, Глава государства назвал культуру "генетическим кодом нации". Расшифруйте, что понимается под этим?

– Культурный код заключает в себе целую систему социальных ценностей: мораль, нравственность, этика и эстетика предыдущих поколений. Именно поэтому в новой концепции основное внимание уделено историко-культурному наследию. И не только в контексте его сохранения, но и в воспитании нового патриотизма, который, как подчеркнул Президент, станет одной из составляющих конкурентоспособной ментальности. А это невозможно без мощной презентации богатейшего культурного наследия казахского народа на международном уровне. Тем более что нам есть чем гордиться!

И вот чтобы решить эту дву­единую задачу, предлагается кластерный подход к формированию новых культурных зон, стержнем которых должны стать историко-культурные памятники. Хотя, надо признаться, это вызвало неоднозначную реакцию творческой общественности. 

– А что обеспокоило наших деятелей культуры?

– Судьба этих самых историко-культурных памятников. Жаль только, что это беспокойство основано на устаревшем представлении о туризме как несерьезной сфере, связанной лишь с организацией отдыха в курортных зонах Казахстана. На самом деле культурно-исторические кластеры – это сложная система, вовлекающая в свою орбиту не только культуру и туризм, но и другие отрасли экономики. Хотелось бы подчеркнуть, что, сохраняя памятники, а также обычаи и традиции прошлого, мы обогащаем генетический код нации сегодняшним социальным опытом. 

– Кстати, документ, аналогичный нашей Концепции культурного развития страны, разрабатывается сейчас и в России. Какие-то параллели просматриваются?

– Действительно, соседи-россияне готовят подобный документ, и, казалось бы, изучив их опыт, мы могли бы сделать нечто близкое. Во всяком случае для разработчиков соблазн был велик. Но, к чести нашего Министерства культуры и его нового руководства, этот путь был отвергнут. Создав солидную рабочую группу из числа ученых, общественных деятелей, руководителей организаций культуры и искусства, министерство начало работу с уточнения позиций, подходов и специфических особенностей отечественной культуры. Были проведены десятки консультаций, организованы «круглые столы» и совещания. Задача оказалась не из простых, ведь культура многогранна и пронизывает все сферы жизни. Более того, документ такого масштаба и государственного уровня разрабатывается впервые. Наверное, поэтому вопросов накопилось так много. Так, на стадии разработки этого документа делались попытки искусственно отделить от культуры молодежную политику, туризм, информацию, чего, на мой взгляд, делать нельзя, ведь государство рассматривает культуру как идеологический инструмент. При этом оно оставляет за собой право производить отбор на основе принципов приоритетности и равенства возможностей. 

– Вы сказали об отборе, значит ли это, что некоторые ныне действующие музейные центры, например, могут быть закрыты? 

– О закрытии речь не идет, но концепция предусматривает, что все историко-культурные центры должны соответствовать современным требованиям международного уровня, поэтому им придется искать новые подходы в работе с посетителями и современные формы представления экспонатов. 

– Вспоминаю исторический музей в Шанхае, где экспонаты не выложены в витринах, как у нас, – они были "живыми" в полном смысле слова. Воссозданные в натуральную величину, эти "живые картины" двигались, были наполнены музыкой и шумами. Незабываемое впечатление! 

– Вот и нам предстоит вдохнуть новую жизнь в ныне действующие историко-культурные комплексы. Естественно, мы понимаем, что новые задачи требуют и наличия кадров, способных действовать гибко. Но им нужно обеспечить соответствующие условия. И в концепции предусматривается, в частности, создание единого образовательного пространства, которое давало бы возможность раннего выявления талантливых детей. Кроме того, будет меняться и система последипломного образования, чтобы постоянно совершенствовать мастерство и повышать профессиональный рост. А система адресных грантов позволит талантливой молодежи участвовать в конкурсах, фестивалях и стажировках самого высокого мирового уровня.

– Как в эту концепцию впишутся наши театры?

– Прекрасно впишутся, ведь Концепция культурной политики – это как генеральный план строительства города, когда архитекторам необходимо вписать новые объекты в городское пространство, не испортив при этом архитектурный облик города. Так и в культуре, говоря о том же кластерном подходе, мы нисколько не умаляем значение уже существующей инфраструктуры. Репертуарные театры и концертные организации– это тоже наше культурное достояние, поэтому они будут поддерживаться государством, как это делается во всем мире. Однако государственная поддержка предполагает развитие творческих организаций как конкурентоспособных объектов. Это значит – новый менеджмент, высокое качество и востребованный репертуар, отвечающий общей идеологии государства.

– А книгоиздание отражено в концепции? 

– Культура без литературы существовать не может, поэтому в проекте концепции предусмотрено развитие механизма продвижения художественных произведений, начиная от книгоиздания до продажи и представления в библиотеках республики. Надо отметить, что и библиотеки, сеть которых постоянно развивается, будут поддерживаться государством. Не случайно Президент страны обратил особое внимание на оцифровку библиотечных фондов, и эта задача определена как одна из приоритетных, так как позволит обеспечить сохранность и доступность фондов, активное вхождение нашей библиотечной системы в международную. Кстати, когда обсуждался проект концепции, именно работники библиотек Алматы и Астаны вносили интересные предложения по дальнейшему развитию библиотечного дела. И это неудивительно, ведь библиотеки должны стать центрами досуга, своеобразной школой семейного чтения, центрами пропаганды произведений современных казахстанских писателей. Собственно, уже сегодня наши ведущие библиотеки работают именно так. Важно, чтобы они имели соответствующую материально-техническую базу и подготовленных специалистов.

– Какое место в новой концепции отведено отечественной кино­индустрии? 

– Она предполагает, что кино­индустрия Казахстана должна развиваться как единый процесс – от возникновения замысла фильма до его проката. При этом с учетом мировых тенденций киноотрасли будет создана фабрика по производству анимационных фильмов. Здесь планируется использовать опыт США, Франции и России. Как известно, "ахиллесовой пятой" нашего кино является прокат отечественных фильмов. Устранение этой проблемы возможно только путем законодательного регулирования, поэтому настало время переходить от постоянной доработки единственного в отрасли Закона – "О культуре" – к принятию законов, регулирующих отдельные сферы деятельности, в частности закона "О кино".

Согласно концепции будет пересмотрена и дополнена рядом законодательных актов нормативно-правовая база отрасли, внесены изменения в действующие законы "О культуре" и "Об охране и использовании историко-культурного наследия", приняты необходимые подзаконные акты. Это позволит устранить неравенство в возможностях развития региональной инфраструктуры, решать вопросы культурного развития моногородов.

Что же касается финансирования, то помимо бюджетного, будет развиваться государственно-частное партнерство, институт меценатства и спонсорства. Кстати, один из плюсов широкого обсуждения проекта концепции – это установление контактов с бизнес-сообществами. Оказалось, что у них уже давно есть желание финансировать культуру, но для этого государство должно определиться с налоговыми льготами, например, для наиболее активных спонсоров.

Концепция – это только система взглядов, а конкретное воплощение большинство культурных инициатив получит лишь при реализации этого документа. Главное – какое бы направление мы ни рассматривали, его развитие предполагает национальное содержание, основанное на богатой истории страны. Сейчас обсуждение Концепции культурной политики РК завершается, при этом оно обрело поистине грандиозные масштабы. Но Министерство культуры постаралось не оставить без внимания ни одно предложение.

Народная мудрость гласит: перед прошлым склони голову, перед будущим засучи рукава. Мы пытались действовать именно так, определив основным принципом сохранение и преемственность в культуре.

Автор: Елена БРУСИЛОВСКАЯ

 по материалам www.kazpravda.kz