Культурная эволюция

31.10.2014 11:50 1852

Некоторое время назад в нашей газете развернулась дискуссия по поводу проекта Концепции культурной политики в РК, разработку которого инициировало новое руководство профильного министерства. В обсуждении приняли участие культурологи, общественные деятели. Сегодня мы беседуем с Андреем Хазбулатовым, руководителем Казахского НИИ культуры, ответственного за разработку этого проекта.

- Андрей Равильевич, не так давно вы заняли должность руководителя НИИ. Каковы ваши ближайшие планы? На ваш взгляд, сможет ли деятельность института оказать влияние на развитие культурных процессов в стране?

- Мой приход в институт совпал с работой его коллектива над созданием проекта Концепции культурной политики. Это именно тот документ, который призван определить основы стратегии развития этой сферы в стране на период до 2050 года. Его особенность состоит в том, что в нем обобщен опыт казахстанской культуры за два десятилетия независимости. В частности, в Концепции достаточно подробно прописаны роль гуманитарных дисциплин, вопросы художественного образования; акцентировано внимание на необходимости повышения качества научно-исследовательских работ. Полагаю, что по мере того, как будут реализованы обозначенные в Концепции шаги по созданию эффективной инфраструктуры научно-исследовательских институтов гуманитарного направления, их роль будет все более и более заметной. Надеюсь, что наш институт станет своеобразным локомотивом этого процесса. Вместе с тем мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что факт разработки этой концепции сам по себе очень знаменателен. Он показывает, что государство повернулось лицом к культуре, оно заинтересовано в том, чтобы культурный уровень нашей страны соответствовал тем амбициям, тем целям, которые мы ставим перед собой в социально-экономической, политической, международной сферах. Образно говоря, если ранее нас волновали в большей степени заботы о хлебе насущном, то теперь пришло время серьезно задуматься и о культуре.

- Культуре, которая и является основой развития всех сторон общественной жизни?

- Да, вы правы. Это аксиома.

- На страницах отечественных изданий часто пишут о том, что зрителям трудно ориентироваться в современном искусстве, поскольку в нашей стране не развиты традиции художественной критики.

- Критика - это важнейшая часть любого творческого процесса, своеобразный камертон, который в равной мере необходим и творцу, и зрителю. Ну, как без критики? Художественная критика - это целое направление, которое особо нуждается в развитии. К слову, в концепции об этом тоже говорится. Содержание художественной критики, в моем представлении, состоит в заинтересованном взгляде на искусство, создаваемое нашими современниками.

- А может ли случиться так, что кому-то из наших современных творцов посчастливится быть оцененным по заслугам, а кто-то, наоборот, окажется обойден вниманием?

- К сожалению, история мировой культуры свидетельствует о том, что нередко гении получают признание слишком поздно. Но в то же время многое зависит от того, как общество в целом относится к своей интеллигенции, к своим поэтам и художникам. Если в обществе принято уважать, ценить их особую одаренность, то у талантливых творцов гораздо больше шансов получить заслуженное признание. Возвращаясь к положениям концепции, я хотел бы отметить следующее. Привлекая к поддержке культуры частное финансирование, мы существенно расширяем возможности для того, чтобы талантливые люди смогли реализовать себя. Если завтра казахстанский бизнес, получив законодательные гарантии и налоговые преференции, будет заинтересован в том, чтобы спонсировать культурные проекты, то в выигрыше от этого окажутся и культура, и общество.

- Это те самые законы о спонсорстве и меценатстве, о которых долгое время говорили и в творческой, и в бизнес-среде?

- Да. Концепцией предусмотрена разработка значительного числа новых законов, которые нацелены на то, чтобы создать условия для полноценного развития отечественной культуры. Это законы о меценатстве, о кино и ряд других.

- Вы считаете, что, приняв закон о кино, мы сможем стать ведущей кинематографической державой?

- А мы и есть кинематографическая держава. У нас есть крупная киностудия "Казахфильм". Помимо этого, производством фильмов и сериалов занимаются сейчас частные студии, телеканалы. Академия искусств выпускает специалистов кино -  режиссеров, аниматоров, операторов. У нас проходят международные кинофестивали. В свою очередь, наши фильмы представлены на престижных зарубежных кинофорумах. Вместе с тем, я понимаю подоплеку вашего вопроса. Так уж сложилось, что блеск и размах Голливуда и Болливуда заставляют многие национальные кинематографии чаще, чем нужно, задумываться о своей самодостаточности. Конечно, я далек от мысли о том, что одно только принятие закона гарантирует расцвет искусства кино в нашей стране. Но этот закон продемонстрирует то, что государство заинтересовано в развитии кинематографа. А это уже дает повод для оптимизма.

- Выходит, вы настроены оптимистично?

- Можно сказать и так. У нашего института много интересных планов, у нас сложился хороший профессиональный коллектив. Мы взялись за организацию курсов повышения квалификации. Есть проекты в сфере международного сотрудничества. Сегодня институт работает в тесной связи с Министерством культуры и спорта. Все это дает мне основания надеяться на то, что цели, которые поставлены перед нами, достижимы.

 

Источник - http://camonitor.com/