Готовы удивлять – премьера «Бахчисарайского фонтана» на сцене «Астана Опера»

14.04.2015 980

_DSC2227

Зрителям столичного театра предлагают феерическую премьеру – «Бахчисарайский фонтан» — лучшее, что было поставлено в жанре драматического балета. Над новой редакцией балета работали казахстанские хореографы Турсынбек Нуркалиев и Галия Бурибаева. На суд широкой аудитории спектакль вынесут 11 и 12 апреля.

Хореографическая поэма Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» создана в четырёх действиях с прологом и эпилогом по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина, поставлена балетмейстером Ростиславом Захаровым по сценарию Николая Волкова в 1934 году. 

 - Работая над спектаклем, мы не старались все переделать, скорее, наоборот, старались сохранить наследие, но учитывая веянья новой эпохи, внесли некоторые изменения. Так, мы поставили новые танцы с подносами, танец второй жены, утро в гареме и поставили новый танец в картине пленниц. Образы, входящие в сокровищницу мировой хореографии, — Марии, Заремы, Вацлава, Гирея и Нурали, — остались не тронуты. Раньше в работе над этим балетом придерживались одного советского стиля. Сейчас мы хотим приблизить наш спектакль, характеризующийся большим количеством красок в сценографии и в костюмах, к мировому стандарту, — говорит Галия Бурибаева.

 Выдающиеся художники тысячелетия Эцио Фриджерио и Франка Скуарчапино работали над сценографией спектакля «Бахчисарайский фонтан». Художник-сценограф Эцио Фриджерио не требует особого представления. Именитые режиссеры всего мира считают за честь работать с ним. Из его ярких работ можно вспомнить «Дом Бернарды Альбы» в сотворчестве с Нурией Эсперт (Лондон, 1987 г.), «Скупой» Ж. Б.Мольера с Роже Планшоном (Париж, 1988 г.), «Чайка» А. Чехова с Андреем Кончаловским (Париж, 1988 г.), «Физики» Ф. Дюрренматта с Марко Шаккалугой (Женева, 1990 г.). В 1972 г. сделал свой первый спектакль в сотрудничестве со своей будущей женой Франкой Скуарчапино – «Короля Лира» У. Шекспира (постановка Дж. Стрелера в Пикколо театре). С тех пор супруги работают вместе — он в качестве сценографа, она — художника по костюмам. Обладательница премии «Оскар» Франка Скуарчапино выполнила филигранную работу для «Астана Опера». Все костюмы технологически сложные, сделаны они вручную.

 - Мы переживаем уникальный момент, потому что сотрудничаем с непревзойденными художниками. Э. Фриджерио создал впечатляющий польский замок, который зрители увидят в первом акте. Что касается гарема, куда перенесут внимание публики во втором акте, то здесь нужно сказать отдельное спасибо сценографу, который создал декорации с очень высокой меркой. Он изобразил Альгамбру – квинтэссенция арабской архитектуры, представляющая собой впечатляющий архитектурно-парковый ансамбль, который включает древние дворцы, крепость и сады мусульманских правителей и считается высшим достижением мавританских архитекторов в Западной Европе. У арабов нет декора в красках, он в витиеватых узорах, и в этом его уникальность. Отдельного внимания заслуживает «Фонтан слёз», который в нашей постановке будет сделан в виде 3D проекции. Если вспомнить исторические факты, то он относится к классу фонтанов, именуемых по названию райского источника Сельсебиль. Фонтаны типа сельсебиль — это сооружения, имеющие культовое значение: они ставились на святых местах. Существует поверье, что когда душа попадает в Рай, то питается она водой из этого чистого источника. Если попытаться поэтически интерпретировать символику фонтана, то он напомнит мраморный цветок, роняющий слезы.

 В спектакле принимает участие почти вся балетная труппа театра «Астана Опера». В течение двух премьерных дней меняются составы солистов: Мария, дочь князя – Заслуженный деятель РК, приглашенная солистка Оперы Бордо (Франция) Мадина Басбаева, Назерке Аймухаметова; Зарема, любимая жена Гирея – Айгерим Бекетаева, Заслуженный деятель РК Гаухар Усина, Анель Рустемова; Хан Гирей – Заслуженный деятель РК Турсынбек Нуркалиев, Бауржан Мекембаев, Жанибек Иманкулов, Заслуженный деятель РК Жандос Аубакиров. Военачальник Нурали – Бахтияр Адамжан, Эльдар Сарсембаев, Серик Накыспеков, Арман Уразов; Вацлав, жених Марии – Еркин Рахматуллаев, Заслуженный деятель РК Таир Гатауов. Действие происходит в Польше и Бахчисарае на рубеже XVIII—XIX веков. Дирижер-постановщик – Заслуженный деятель РК Айдар Абжаханов.

 Над образом Заремы – главной героини балета – работала Народная артистка России художественный руководитель балета «Астана Опера» Алтынай Асылмуратова. К этой партии она подготовила ведущих солисток театра — приглашенную солистку Театра балета Бориса Эйфмана Айгерим Бекетаеву, Заслуженного деятеля РК Гаухар Усину и Анель Рустемову. — Замечательный балет «Бахчисарайский фонтан» был поставлен Р. Захаровым в тогда еще Кировском театре, и с тех пор он идет безостановочно. Все изначально заложенные традиции очень бережно передаются из ног в ноги, из рук в руки. Выдающаяся российская балерина Татьяна Михайловна Вечеслова создала прекрасный образ Заремы, а безупречно исполненная сцена Улановой (Мария) и Вечесловой (Зарема) является эталоном для молодых артистов и сегодня. Народная артистка СССР Ольга Николаевна Моисеева переняла мастерство у Вечесловой и, в свою очередь, с обстоятельными объяснениями и с большой любовью передала все тонкости этой роли мне. Я работала над этой партией с тремя балеринами, все они разные, и это мне нравится, — рассказала Алтынай Асылмуратова.

 

В работе над спектаклем артисты сталкивались с различными трудностями – не очень удобный музыкальный размер, со множеством тонких моментов, которые нужно постоянно улавливать, погружаясь в материал. Хореограф-постановщик отметила, что участие разных артистов дает спектаклю особый почерк. — Не может, к примеру, один Гирей со своей личностью повторить другого. Несмотря на то, что спектакль уже готов, артисты все еще каждую репетицию работают над своими образами. Постоянно идет процесс созревания и понимания партии, всякий раз привносятся новые эмоции – это процесс бесконечной работы.

На вопрос, что чувствуют постановщики в преддверии премьеры, они ответили пословицей «Предчувствие праздника – лучше, чем сам праздник». – У труппы перед премьерой очень хороший настрой, потому что на артистах лежит особая ответственность. Каждый верит в себя и каждый старается сделать все на высоком добротном уровне. Из-за этого эмоционального подъема и накала, все собственно говоря, и работают.

по материалам: astanaopera.kz

partial()->view->headLink()->appendStylesheet('/css/social-likes.css') ?> headScript()->appendFile('/js/social-likes.min.js') ?>