ЖАК АТТАЛИ: «Я не знаю такого слова «работа»: все, чем я занимаюсь, приносит мне наслаждение»

27.05.2015 1289

Жак Аттали известен миру как основатель и первый Президент Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) в Лондоне, писатель, человек, входящий в топ интеллектуалов мира, экономист, специальный советник экс-президента Республики Франция. Он основал крупнейшую Европейскую программу по развитию новых технологий «Эврика», среди многих достижений которой – MP3. А последние десять лет его фамилия сверкает на афишах лучших театров мира, он – дирижер.

23 мая впервые в Казахстане Жак Аттали встал за дирижерский пульт на сцене «Астана Опера». Концерт прошел с огромным успехом, публика тепло встретила не только дирижера и симфонический оркестр «Астана Опера», но и сольные выступления прославленных музыкантов – лауреата международных конкурсов, стипендиатки Президентской программы «Болашак», обладателя премии «Открытие» (Буэнос-Айрес, 2015 г.), обладателя высокой награды Королевской Филармонической Музыкальной Ассоциации, солистки Казахской государственной филармонии им. Жамбыла, солистки и концертмейстера Лондонского оркестра современной музыки Галию Бисенгалиеву, а также известного виолончелиста солиста Казахской государственной филармонии им. Жамбыла Ермека Курманаева. Фаворитом публики стала недавно взошедшая на небосклоне звезда – пианист лауреат первой премии Astana Piano Passion — 2014 Санжарали Копбаев.

О том, как Жак Аттали оценил столичный театр, симфонический оркестр «Астана Опера» и многое другое он рассказал в своем интервью.

_DSC0839

«Музыкант – прежде всего личность»

В одном из интервью Майя Плисецкая сказала о дирижере в балетном спектакле: «Если дирижер тебя не любит, все – балерине конец!» Часто ли вам приходится дирижировать балетными спектаклями, и в чем их специфика?

Я никогда не дирижировал балетом, я дирижировал операми, но считаю, это утверждение верно. Думаю, это касается и оперного спектакля, в частности, певца. Хочу заметить, что в этой ситуации либо оба проигрывают и вся работа терпит поражение, либо оба побеждают и добиваются успеха.

- Вы дирижируете на самых известных концертных площадках. Вчера была репетиция с симфоническим оркестром «Астана Опера», как вы оцениваете по профессионализму, качеству, составу столичный оркестр?

Оркестр просто выдающийся, считаю, что он — один из лучших. Я дирижировал в Англии, Швейцарии и во Франции, а также в Израиле, но оркестр «Астана Опера» точно один из лучших. Это мое первое сотрудничество с казахстанским оркестром, для меня это большая честь. Я был впечатлен, когда увидел оперный театр, он просто великолепен, в нем замечательная акустика, оркестр просто потрясает, полностью отвечает международному стандарту. Впервые я познакомился с вашей страной в 1992 году. Мне интересно узнать о ней больше, познакомиться с казахской литературой, казахской культурой…

- Трудно искать подход к каждому новому коллективу?

Это больше вопрос психологии, я всегда стараюсь быть очень скромным, пытаюсь донести до оркестра, что все они – профессионалы, даю понять, что и мне есть чему у них поучиться. Но каждый новый коллектив всегда другой – хотя все музыканты для меня, прежде всего, личности.

- Есть произведения, которыми вы особенно любите дирижировать?

Это зависит от разных обстоятельств, сегодня я выбрал В.А. Моцарта – Симфония № 25, 1 часть, Концерт для фортепиано с оркестром № 23, A dur, 2 часть, Седьмая симфония Л. Бетховена, «Медитация» Ж. Массне, «Молитва» Э. Блоха, но есть еще множество вещей, например, я люблю музыку барокко, музыку для месс, для хора, джаз, хотя я никогда не пробовал дирижировать джазовой музыкой. Я люблю исследовать новые территории, открывать новые для себя вещи. Сегодня я познакомился с новым для меня казахским произведением «Кыз куу» Тлеса Кажгалиева, которое мне очень понравилось.

- Стоя спиной к залу, чувствуете ли вы связь с публикой?

Мне нужна связь с оркестром, я полностью сконцентрирован на связи с ним.

- Если что-то во время концерта пошло не так, вы недовольны собой или оркестром?

Если это во время репетиции, то мы работаем над ошибкой и не смотрим, кто прав, кто виноват. А если это произошло во время концерта, двигаемся дальше. Мы не должны концентрироваться на том, что не получилось, должны продолжать работать и делать все, что в наших силах, чтобы сделать работу хорошо.

- Есть для вас образец для подражания среди дирижеров?

Да, конечно! В.А. Гергиев – основа в дирижировании, так же, как и замечательный Клаудио Аббадо и Даниэль Баренбойм, он просто великолепен.

- Занятие музыкой, наверняка, больше для души, нежели для дохода?

Ни в коем случае не для дохода, для меня дирижирование – вызов самому себе, своему интеллекту.

_DSC0793

Просто быть собой

- Наша пресса назвала Вас универсальным человеком. Вы достойно реализовали себя во многих областях — политика, экономика, литература, а как с личной жизнью?

Моя личная жизнь – это частная территория. Я не обсуждаю ее с прессой (смеется).

- Какие качества в условиях конкуренции помогли вам добиться больших успехов в жизни?

Я стараюсь быть всегда самим собой, стараюсь быть искренним и никогда не стараюсь ни с кем конкурировать. Не хочу кого-то заменить, видеть в ком-то конкурента или самому кому-то составлять конкуренцию, я просто всегда стараюсь быть самим собой.

- Какие области хотели бы еще освоить?

Не думаю, что я смогу быть акробатом, но я хотел бы попробовать.

- Много ли вам приходится отказывать себе в пользу работы?

Я вообще никогда не работаю, потому что не знаю такого слова, все, чем я занимаюсь, приносит мне наслаждение.

________________________________

*Справка

Жак Аттали – доктор экономических наук. Он окончил Политехническую школу (лучший ученик 1963 года), Горную школу, Институт политических исследований, а также Национальную школу управления. Вел теорию экономики в Политехнической школе, Национальной школе дорожного ведомства и Университете Париж-Дофин. Имеет степени Почетного доктора нескольких международных университетов, а также является членом Всемирной академии культур.

В 1989 году запустил Международную программу действий, направленных против катастрофических наводнений в Бангладеш. Также консультировал Генерального секретаря ООН по вопросам нераспространения ядерного оружия. Выступил инициатором реформы LMD по приведению стандартов высшего образования Франции в соответствие с общеевропейскими.

Жак Аттали – издатель журнала L’Express, автор 50 книг, переведенных на 20 языков, изданных тиражом в 6 млн. экземпляров, в том числе эссе (на самые разнообразные темы – от математической экономики до музыки), биографий, новелл, детских сказок и пьес.

По указу Президента Французской Республики в августе 2007 года назначен Председателем комиссии по экономическому росту. По данным международного журнала Foreign Policy Magazine (Май/Июнь 2008 и 2010), входит в топ-100 интеллектуалов мира.

Он – страстный любитель музыки, играет на фортепиано с детских лет, участник многих музыкальных проектов. Более десяти лет выступал как дирижер с симфоническими оркестрами в Париже, Иерусалиме, Шанхае, Лондоне и многих других городах.

по материалам: astanaopera.kz

partial()->view->headLink()->appendStylesheet('/css/social-likes.css') ?> headScript()->appendFile('/js/social-likes.min.js') ?>