ИСКУССТВО И САКРАЛЬНОСТЬ (на примере ткачества)

СУЛТАНОВА М.Э.

старший преподаватель кафедры академического рисунка и

методики преподавания спецдисциплин КазНПУ им. Абая,

кандидат искусствоведения

 

 

ИСКУССТВО И САКРАЛЬНОСТЬ  (на примере ткачества)

Искусство как особая, возвышенная область человеческого духа неразрывно связана с двумя наиболее важными задачами. Это сохранение и передача потомкам понимания истины, осознания себя и мира. Разные виды искусства по-своему решают их. Некоторые, подобно изобразительным, создают видимые и осязаемые образы, другие – трансформируют информацию в иноматериальные сферы. Все это имеет свои особенности. Материальные объекты – картины, скульптуры, ковры, здания и т.д. позволяют визуализировать философские концепты. А этническая музыка, танец, орнаменты или фольклор, хотя и кажутся на первый взгляд материальными объектами, на самом деле таковыми не являются.

В их основе лежит традиция, свято хранимая сотни и тысячи лет. Представляя собой, так называемое, нематериальное культурное наследие, по сути, мы имеем дело с мифом как сакральной историей. Миф рассказывается и показывается, заставляя рассказчика или исполнителя вместе с их аудиторией буквально переживать его заново. Привычно считая миф неким литературным явлением, забываем или не знаем, что он есть спрессованная национальная история.

В данный момент мы почти утратили понимание важности мифов, представляющих собой краеугольный камень традиции, потому что не верим, что они «живые» и постоянно нуждаются в человеческой энергетике. Сознавая разумом или интуитивно чувствуя, что возвращение к истокам зависит от верности традициям, мы не понимаем, что «обряд нельзя исполнить, если неизвестно «его происхождение», то есть миф, рассказывающий, как он был осуществлен в первый раз» (курсив М. Элиаде) [1, с.27].

Пока известно происхождение а, следовательно, предназначение мифа, мы являемся одним целым с собой, собственной историей, звеном в общей цепи. Все ремесла без исключений (древние греки все виды искусства считали именно ремеслами) зависят от того, насколько соблюдается традиция в каждом поколении, как ревностно хранится и кому передается дальше.

«В традиционной культуре человек воспитывается в рамках системы ценностей, присущих образу жизни локального общества. Владея комплексом знаний и навыков в рамках жизнедеятельности традиционного общества, являясь создателем и хранителем культурных ценностей, человек осваивает опыт, выработанный многими поколениями, - говорит Г.К. Шалабаева [1, с.16]. Действительно, только через опыт предыдущих поколений можно познать смысл и предназначение собственного.

Прикладное искусство – первейшее из искусств, освоенных человеком. И самое сакральное, так как создавалось и развивалось параллельно со становлением человеческой духовности. Специалисты до сих пор спорят, как именно следует называть этот вид искусства «декоративно-прикладное» или просто «прикладное», но в целом единодушны в том, что оба этих термина не в достаточной степени отражают истинную сущность и важность этого типа художественного творчества.

Прикладное искусство в отличие от остальных видов искусства (кроме архитектуры) не ограничивается только тем, что несет красоту. Оно имеет двойственную природу, так как еще руководствуется пользой. Если взять в пример любое ремесло как разновидность прикладного искусства – обработку дерева, художественный металл, ковроделие и т.д., мы увидим, что красота и польза здесь тождественны, неразделимы. Именно это было причиной неотъемлемости ремесла от человека, потому что прикладное искусство создано человеком и для человека, обладает в полной мере Красотой как эстетической категорией, но при этом глубоко утилитарно. Неудивительно, что прикладное искусство в любом своем проявлении не только удивительно и многогранно, но и сакрально. Одним из самых древних и священных было ткачество.

Ткачество появилось примерно в эпоху раннего неолита, и до этого человек использовал только шкуры животных. Если обратиться к словарю, то мы увидим, что ткачество есть «изготовление тканей из нитей животного или растительного происхождения» [2]. Как таковое ткачество символизирует переход человечества от кочевого образа жизни к оседлому, можно сказать, новому мировому порядку. Это не просто «развитие умений», а технологический скачок. Рассмотрим подробнее.

Прежде чем получить пригодную для изготовления ткани нить, надо знать, из чего ее можно получить. Многие домашние животные покрыты шерстью, но далеко не всякая шерсть подходит для ткацкого производства. Все растения состоят из волокон, но не любые растительные волокна пригодны для ткачества.

Выводя новые породы животных, древние люди научились выделять и закреплять в следующих поколениях полезные для себя признаки - например длинную шерсть у овец. В растениеводстве происходило то же самое. Методом проб и ошибок люди открыли для себя, что некоторые растения пригодны для изготовления из их волокон прочных нитей. Одни из древнейших растений, применяемых для получения сырья для ткачества: лен, конопля, джут и хлопок. В принципе, несмотря на тысячелетия истории, практически ничего не изменилось. Кроме шерсти и растительных волокон особое значение имеет шелк. Изначально производимый на Востоке, шелк постепенно проник и на Запад, где до сих пор считается одним из самых дорогих материалов, а также показателем социального статуса.

Первыми инструментами было веретено и прялка, ткацкий станок появился гораздо позже. Ручной ткацкий станок, представлявший собой простую деревянную раму, на которую натягивались нити основы, и перемещаемую вручную поперечину-челнок с закрепленной на ней нитью утка. Станок позволил не только ускорить производство ткани, но и добиться получения достаточно тонкого полотна с ровной поверхностью.

Несмотря на то, что с момента изобретения механического ткацкого станка технологии шагнули далеко вперед, основные принципы производства тканей остаются неизменными. Процесс создания тканей из натуральных материалов - шерсти животных и растительных волокон заключается в сложившейся веками технологической цепочке, по-прежнему включающую в себя выращивание животных и растений, стрижку шерсти или сбор урожая, все стадии обработки волокна, прядение нити, наконец, ткацкий процесс. Но изменились сами ткацкие станки. Сейчас, несмотря на то, что все механизировано, ручная технология ткачества вовсе не исчезла. Вручную ткутся художественные полотна.

Из повсеместно распространенного ремесла ручное ткачество перешло в разряд искусства. Выткать уникальный ковер или гобелен при помощи машины невозможно. Ручное ткачество ценится своими крошечными огрехами - узелками, мелкими «неправильностями» в рисунке, непостоянством толщины нитей. В искусстве они исполняют роль штрихов карандаша или мазков кисти живописца. Благодаря этим почти незаметным шероховатостям, мы ощущаем подлинность, естественность и тепло натурального материала.

Существует две истории ткачества. Одна – привычное для всех описание ремесла, другая – священнодействие, повествующее о божествах и начале времен.

Мы часто интуитивно употребляем в повседневной жизни выражения «канва разговора», проходит «красной нитью», рассказ «ткется», «тонкая ткань» и т.д. Все это – упоминания о священном предназначении ткачества и всего, что с ним связано. В данном случае, «ткать» здесь выступает в значении «творить», «созидать», то есть то, кто это делает, наделяется функциями Творца. В мифологии множества этносов и культур можно встретить образ Великого Ткача - создателя мира. Он ткет на станке полотно из человеческих жизней, и никто не знает, как он это делает. Тысячи тысяч жизней сплетаются в единое полотно, и все они подвластны воле Хозяина, того, кто управляет ткацким станком.

Практически все богини Судьбы или Времени пряхи (ткачихи), то есть мы опять сталкиваемся с этимологией нити как жизни, судьбы. К примеру, древнегреческая мойра Клото – одна из трех богинь Судьбы, прядущая нить жизни каждого человека. Без нее нарушался весь порядок, так как остальные мойры были бесполезны. Самые важные мифы индейцев хопи повествуют о Женщине-Пауке, криком которой и был создан этот мир, ее же крик и станет причиной его исчезновения. Она ткет паутину, объединяя всех существ и наделяя их общей судьбой. Нить есть пуповина, соединяющая создателя и его творения, поскольку паук (паучиха) выделяет ее из себя и только затем создает живых существ. Исключительно прихоть Ткача (Ткачихи) лежит в основе судьбы, вплетая ее в общую узорную канву.

Так или иначе, но этот мотив мы встречаем повсеместно. В буддийской философии ткачество и есть сансара, иллюзия (майя), где все заранее предопределено, но у человека всегда создается впечатление самостоятельности, однако это лишь иллюзия. В древнеегипетской мифологии

Богиня севера Нейт также отождествлялась с пауком и занимала особенное привилегированное положение. У скандинавов и тевтонов Хольда и Норны - ткачихи судьбы. Валькирии ткут материю победы с основой в виде поднятых на копьях кишок убитых воинов. В шумерской традиции богини Иштар и Атаргатис являются символами ткачества. Они ткут полотно мира и судьбы, и они же перерезают нить жизни.

Эти права принадлежат исключительно богам, и если вдруг смертные посягают на них, то, как правило, их ждет скорая и жестокая расправа. Показательным примером является греческая Арахна, осмелившаяся соперничать с Афиной в искусстве ткачества. В результате Афина прокляла ее, превратив в паука, так как решила, что мастерство Арахны не уступает ее собственному [3, с.33]. Это можно интерпретировать как божью кару за наглость смертных приравняться к небожителям.

Какова же причина столь глобального значения ткачества? Р. Генон как знаток мифологии и духовных учений Востока считает, что «на санскрите сутра (sutra) означает просто «нить». Книга может быть образована совокупностью sutras, подобно тому, как ткань образуется переплетением нитей; тантра также означает «нить» и «ткань», а в более узком смысле - «челнок» или «уток» ткани. Подобно этому, в китайском king имеет значение «уток», а wei - «основа» ткани; первое из этих двух слов обозначает в то же время фундаментальное произведение, а второе - комментарий к нему. Такое различение «утка» и «основы» во всей совокупности традиционных писаний соответствует, согласно индуистской терминологии, различию между Шрути, или плодом непосредственного озарения, и Смрити - результатом размышления над данными Шрути» [4, с.125].

Для лучшего понимания значения этой символики отметим, прежде всего, что «основа», образованная нитями, натянутыми на ткацкий станок, репрезентирует неподвижный и основополагающий элемент, тогда как нити утка, проходящие между нитями основы в результате движения челнока, обозначают переменный и вторичный элемент, т. е. применение принципа в тех или иных частных условиях. С другой стороны, если присмотреться к вертикальной нити основы и горизонтальной нити утка, сразу же становится заметно, что их соединение образует крест. Любая точка ткани, будучи, следовательно, местом встречи двух взаимно перпендикулярных линий, образует тем самым центр такого креста.

Итак, в соответствии с рассмотренной выше общей символикой креста, вертикальная линия репрезентирует то, что соединяет между собой все состояния какого-либо существа или все уровни Экзистенции, связывая их соответствующие точки; горизонтальная же линия обозначает развертывание одного из этих состояний или этих уровней. Так, горизонтальная линия может изображать, например, человеческое состояние, а вертикальная линия - то, что трансцендентно по отношению к нему; этот «не-человеческий», трансцендентный характер в сущности выражает Шрути, тогда как Смрити представляет применение последнего в условиях человеческого состояния и результат использования чисто человеческих способностей.

Основа ткани - вертикальный ракурс мироздания, соединяющий все уровни существования, качественная сущность вещей, неизменное и постоянное, мужское, активное и прямое, солнечный свет. Уток горизонтален, это сама природа во времени и пространстве, количественная сторона, случайное и временное, переменное и непостоянное, человеческое бытие, materia, женское и пассивное, отраженный свет Луны. Основа и уток во взаимодействии сочетанием каждой пары нитей образуют крест. Это скрещивание символизирует единство противоположностей, соединение мужского и женского начал. Перемежающиеся цвета символизируют двойственную и в то же время взаимодополняющую природу сил вселенной. Ночь и День - две бинарности, ткущие паутину времени, пространственно-временную ткань космологического творения.

Обращаясь к этнографии и мировому фольклору, мы видим, что процесс создания ткани соотносится в народной культуре с актом творения мира и символизирующий жизненный путь и судьбу человека. Семантика ткачества. основана на метафорическом отождествлении создания (тканья) полотна и событий жизни: начало тканья соотносилось с рождением человека, а окончание со смертью. В кельтской и скандинавской традиции навитую на станок основу необходимо было сразу же соткать на один оборот воротила, если этого не сделать, считалось, что ребенок, родившийся в эту ночь, не будет расти или умрет. Если в момент окончания тканья в дом войдет человек, верили, что он вскоре умрет. Как и прядение, ткачество прямо связано с «тем светом», душами умерших и демонами. У тюрков, монголов и малых сибирских народностях существовал строгий запрет заниматься ткачеством в годовые поминальные праздники, так как этим можно затруднить дорогу душам умерших, которые в это время приходят в свои дома.

В православной традиции бытовал запрет ткать весной (перед Благовещением, на масленичной неделе, на первой неделе Великого поста, в период между Вознесением и Троицей) вызван опасением «заткать», «засновать» летние дожди или воспрепятствовать случке домашнего скота.

В Восточной Европе, однако, запрет снимался, если ткали вещи девушке в приданое. Процесс тканья окружен рядом запретов и предписаний (временных, пространственных, персональных), требует соблюдения оберегов и произнесения магических приговоров и формул. Особенно строго регламентировано обрядовое ткачество, с помощью которого можно противостоять природным бедствиям и эпидемиям, лечить болезни.

В магической практике широко используется ткацкий и прядильный инвентарь, «в частности воротило (вращаемая часть ткацкого станка, на которую навиваются нити основы или готовая ткань), нит (часть ткацкого станка, регулирующее подъем нитей для прохождения челнока), бердо (гребень, служащий для разделения нитей основы), а также отрезанные нитки, основа (нитки, подготовленные для тканья) и сами вытканные изделия» [5, с.465]. Готовое полотно символизировало дорогу, жизненный путь. Его дарили новорожденному, повитухе и кумовьям; на свадьбе - невесте, а невеста - свекрови, по полотну невеста входила в дом мужа; на похоронах новым холстом покрывали гроб, выстилали дорогу перед гробом; куски полотна приносили в жертву дворовому, закладывали в фундамент нового дома, вешали на деревья и источники.

Те же сюжеты можно встретить и в общеизвестных детских сказках. Так, в «Спящей красавице» Ш. Перро веретено послужило орудием мести злой волшебнице принцессе Авроре и ее родителям. Как бы король не старался уберечь дочь, она все же подверглась заклятию, уколов палец о веретено. Или же в народных сказках часто одним из главных испытаний героиням было продемонстрировать свое искусство ткачества. У казахов-кочевников по вышитому ковру тускиизу гости судили об умении потенциальной невесты. В любом случае ткачеству отводилось чрезвычайно большое значение.

У казахов ткачество было одним из самых почитаемых ремесел. В основе лежало глубокое понимание сакральной символики. «Процесс упорядоченного переплетения нитей глубоко символичен сам по себе. Если представить, что основа ткани есть вертикальный ракурс мироздания, соединяющий все уровни существования, качественная сущность вещей, неизменное и постоянное, мужское, активное и прямое, солнечный свет, то горизонтальный уток - это сама природа во времени и пространстве, количественная сторона, случайное и временное, переменное и непостоянное, человеческое бытие, женское и пассивное, отраженный свет Луны» [6, с.11].

Таким образом, ткачество имеет в своей основе выражение самых древних космогонических сюжетов, имеющих ключевое значение для всей мировой культуры. Сам процесс и продукт ремесла является сакральным действом, возводя прикладное искусство на вершину творческих сил человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. 1. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. – М.: Академический проект, 2010. – 251 с

  2. 2. Шалабаева Г.К. Казахстан: от древних цивилизаций к современности / Учебное пособие. - Алматы: Экономика, 2007. - 258 с.

  3. 3. www. bse.sci - lib.com

  4. 4. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. – М.., Просвещение, 1975, - 382 с.

  5. 5. Генон Р. Символизм креста. – М.: Беловодье, 2008. – 224 с.

  6. 6. Сюжеты и символы в искусстве/ Дж. Холл; Пер. с англ. – М. ООО АСТ, - 2004. – 655 с.

  7. 7. Байжігітов Б.К. Қазақтың қолөнері тарихы. – Алматы, 2012. – 265 бет.

 

Abstract

This article discusses the symbolism of weaving as one of the most ancient crafts. Weaving in a special symbolic form represents the major mythological and religious ideas of mankind. Restoring the meaning of weaving enrich contemporary spiritual culture.

Түйін

Бапта өзi ежелгi қолөнерлердiң бiрi ретiнде символизмды қаралады. Ерекше бейнелi түрде формадағы тоқымашылық адам баласының бас мифологиялық және дiни идеялары iске асырады. Тоқымашылықтың мағынасының қалпына келтiруi қазiргi рухани мәдениеттi байытады.