КЛАСТЕРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М. Султанова

Институт искусств, культуры и спорта КазНПУ имени Абая

 

КЛАСТЕРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье рассматривается потенциал современного культурного ландшафта Казахстана в контексте развития кластерных систем. Последние уже доказали свою перспективность в экономическом секторе стран, занимающих ведущие позиции среди развитых государств мира.

В Казахстане этот опыт пока никак не применяется, хотя его возможности здесь неограниченны. Автор статьи убежден, что Казахстан обладает огромными возможностями в культурном развитии, и одним из важных его моментов выступает именно кластерный подход и обусловленное им развитие креативных индустрий.

Ключевые слова: народ Казахстана, кластерный подход, творчество, инновационное развитие

Глава государства Н.А. Назарбаев четко определил приоритетные векторы развития казахстанского общества: «следует дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры. Следует разработать долгосрочную Концепцию культурной политики. В ней надо обозначить  меры, направленные на формирование конкурентоспособной культурной ментальности казахстанцев, развитие современных культурных кластеров» [1].

Обычно формат кластеров привычен в экономической и промышленной сферах, однако как инновационный механизм он более чем органично вписывается в современное культурное пространство. Кластерный подход здесь способен решить такие насущные проблемы как: трудоустройство молодежи и студентов; «оздоровление» стагнационных городских районов и зданий; создание творческой среды и стимуляция гражданской и творческой активности детей и молодежи; толерантность и открытость мировосприятия и многие другие.

Как Казахстан, будучи долгое время сырьевой страной, «вписаться» в процесс развития культурных институций нового типа, соответствующих требованиям информационной эпохи? На что нам делать упор в условиях глобализации? На Западе к концу ХХ века культурные индустрии были инкорпорированы в культурную политику на национальном уровне или же крупными международными организациями, такими как ЮНЕСКО, нацеленными на защиту национальных культур [2].

Здесь и содержится ответ. Национальная культура способна стать тем неисчерпаемым источником, который одухотворит инструментарий современных креативных индустрий, создаст неповторимый, узнаваемый во всем мире «облик» страны и общества.

Проблема функционирования креативных индустрий и кластерного подхода в Казахстане заключается в том, что здесь слабо развита сфера услуг, культурная продукция пока еще не воспринимается обществом как финансовый ресурс, а современные инфраструктуры избирают неправильный курс, где обладающие нужными характеристиками объекты становятся очередными торгово-развлекательными центрами, а не творческими кластерами - «генераторами творческих идей».

В Астане и Алматы еще можно наблюдать хотя бы за каким-то развитием арт-менеджмента, но в регионах это нонсенс. В целом, по-прежнему сфера культуры, художественного образования и искусства подведомственна государству и ее составляющие часто оцениваются как заранее убыточные и потому малоперспективные. Практически, ни один государственный музей или галерея не подтверждают свой статус «творческих индустрий», являясь таковыми лишь условно. Они в основной массе вообще не производят никаких творческих продуктов на коммерческой основе.

Отсутствие понятия «самоокупаемость» в политике таких структур, находящихся под государственным «патронажем» не привлекает потенциальных инвесторов. Особенно плачевно обстоят дела с представлениями и юридической основой интеллектуальной собственности и авторского права. Когда речь идет о финансовом капитале, то тут нет никаких проблем: это понимают все. Но ценность интеллектуального капитала никак и нигде не зафиксирована [3, с.69].

Необходимо помнить, что основой культурных кластеров является малый и средний бизнес, где задает тон свобода творчества. Нет смысла скрывать, что вышеупомянутые сектора бизнеса в Казахстане развиты слабо, а инновации и творческий подход и вовсе пребывают в зачаточном состоянии.

В школах не говорится о финансовой стороне культуры и важности творчества для личностного роста, а студенты и магистранты неэкономических специальностей - практически полные профаны в экономике и основах бизнеса. Художественная культура как учебная дисциплина читается далеко не всем, да и даже при наличии в «сетке» расписания, студенты искренне не понимают ее смысл и потому никак не мотивированы для усвоения материала.

Если мы хотим перенять передовой опыт, превратить культуру в действительно мощный финансовый ресурс, сформировать национальный творческий и интеллектуальный потенциал, необходимо, в первую очередь, модернизировать систему художественного образования. Именно эта область может стать «кузницей кадров», специалистов, в чьих силах и компетенциях раскрытие, как своих собственных возможностей, так и тех, кто сейчас сидит за партой.

Кластер является наиболее оптимальной формой для инновационного развития любой сферы деятельности (от индустрии культурных продуктов и нанотехнологий до современного образовательного пространства). Именно кластеризация создает для взаимодействия образования, творчества и коммерции особые условия, предоставляя весьма благоприятные условия развития и тех, и других. Культура может выступать как мощный региональный ресурс, способный переломить кризисную ситуацию и дать новый импульс провинциальной территории, стать фундаментом ее интенсивного развития [4, с.198].

Так, существуют креативные кластеры, которые направлены на поддержку визуального искусства, другие основаны на музейной коммуникации, третьи предполагают акцент на декоративно-прикладных искусствах. Существуют в мире и такие креативные кластеры, которые имеют мультикультурные характеристики. Согласно оксфордским исследованиям, кластеры рассматриваются как общий собирательный термин для обозначения группы специализированных предприятий, географически сконцентрированных, с различной степенью сотрудничества друг с другом, с исследовательскими организациями и с другими заинтересованными сторонами [5, с.67].

Политика в области развития кластеров – ряд государственных мероприятий, направленных на создание, мобилизацию и усиление кластеров. Она формулируется в виде стратегического документа. Этот документ не определяет конкретные инструменты, такие как выделение финансовых средств или распределение обязанностей. Но он устанавливает политические цели и представления о том, почему конкретные мероприятия считаются важными.

Виды кластеров:

  • Кластеры культурного наследия

  • Этнокультурные кластеры

  • Творческие кластеры

  • Арт-образовательный

Основные задачи культурных кластеров:

  • генерация идей и инноваций;

  • развитие потенциала регионов посредством инклюзивности, возможности творческой самореализации и высокопроизводительного труда;

  • укрепление конкурентных преимуществ вошедших в кластер творческих организаций и предприятий;

  • создание благоприятной среды для развития творческих индустрий, в том числе нацеленных на создание брендов и развитие культурного туризма;

  • содействие развитию территорий путем повышения их привлекательности для представителей творческих профессий, «оздоровление» депрессивных районов;

  • повышение уровня интерактивности культурных продуктов, создаваемых в рамках культурных кластеров;

  • обеспечение профессиональными управленческими кадрами в области культуры, обладающими необходимыми компетенциями для создания социального партнерства нового типа.

Ключевыми характеристиками культурных кластеров являются:

  • географическая концентрация;

  • смысловое ядро: специализация кластера;

  • кадры;

  • конкуренция и сотрудничество;

  • критическая масса;

  • жизненный цикл кластера;

Кластер культурного наследия

Создание этого кластера может быть основано, с одной стороны, на стратегии перехода от защиты только материального культурного наследия к охране нематериального, с другой – брендинге территорий, локальных историко-культурных ландшафтов, памятников, материальных объектов, исторически сложившихся путей и т.д. Кластер включает в себя целый комплекс структур, институций и ресурсов, формирующихся вокруг выдающихся аутентичных памятников истории, культуры и архитектуры Казахстана. Это даст мощный импульс развитию культурного, исторического и паломнического туризма, так как составные общеказахстанского «кластера культурного наследия».

Культурный, социальный и экономический потенциал конкретной территории и/или региона будет тесно взаимодействовать с человеческим капиталом кластера. Историко-культурное наследие, социально-культурная среда, труд, гражданская и культурная идентичность станут единым целым.

Инициативность общества, прежде всего – местных жителей в сохранении культурного наследия и его интеграции в социальную и экономическую жизнь региона создаст мощный мотивационный фон не только для укрепления патриотизма и духовности, но и деловой активности.

Ключевые характеристики кластера культурного наследия:

  • географическая концентрация: конкретная территория, комплекс, объект;

  • смысловое ядро кластера: максимальное сохранение подлинности памятника в процессе регенерации;

  • кадры: преимущественно местный контингент

  • конкуренция и сотрудничество: местная инфраструктура, малый и средний бизнес, государственные структуры.

  • критическая масса: практически не достигается за счет относительной устойчивости

  • жизненный цикл кластера: постоянно развивающаяся структура

Этнокультурные кластеры

Смысловым ядром этнокультурного кластера является наша главная ценность - гражданский мир и межнациональное согласие. Мир и согласие, диалог культур и религий, как цель будет достижима с помощью гармоничного синтеза практически неисчерпаемого потенциала этнической культуры и рыночной экономики, основанной на частной собственности, свободной конкуренции и принципах открытости.

В этом контексте Ассамблея народа Казахстана - не только уникальная евразийская модель диалога культур, но и координирующий центр этнокультурного кластера в республиканском и региональном масштабах. Прежний формат этнокультурных центров будет расширен и приобретет дополнительный вектор развития: создание эффективного частного сектора экономики и развитие государственно-частного партнерства на основе этнокультурного потенциала народа Казахстана.

Этнокультурные субкластеры локализуются в местах компактного проживания, как коренного, так и некоренных для конкретной территории народов. Перспективы развития в Казахстане этнокультурных кластеров таковы: с одной стороны, субкластеры, представляющие этническую культуру формируются в сельской местности или малых городах, где лучше сохраняются материальные артефакты и традиции; с другой, - космополитичные мегаполисы создают условия для формирования этнокультурных субкластеров некоренных народов, искусственным или естественным образом сформировавшихся десятилетиями.

Творческие кластеры.

Британский исследователь Чарльз Лэндри пишет: «художники обычно приходят в бедные, полуразрушенные и «проблемные» районы города, потому что цены на недвижимость там существенно ниже. Их присутствие довольно быстро «облагораживает» район: здесь возникают улицы и кварталы, где кипит жизнь, открываются новые кафе и магазины, строятся бизнес-центры и, как следствие, растут цены на недвижимость, что делает район престижным [6, с.76].

Поскольку практика возникновения и развития творческих кластеров на западе насчитывает уже несколько десятилетий, можно утверждать, что за это время сложилась типология творческих кластеров в зависимости от концепции, природы возникновения и преобладающих составляющих элементов этих объединений.

Арт-образовательный (управленческий персонал и кадры)

Образовательный кластер в целом есть совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли [7, с.79].

Арт-образовательный кластер - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука- творчество- бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки.

Специфические черты кластеров: единые динамичные структуры; устойчивое ядро распространения новых знаний, технологий, продукции; инновационные центры; междисциплинарность; высокая степень информатизации; не имеют четких границ.

Кластерное обучение является сравнительно новым направлением в профессиональном художественном образовании, его внедрение в процесс подготовки требует определения педагогических условий и экспериментальной проверки эффективности формирования компетентного специалиста. Роль вуза в кластере сводится к тому, чтобы производить инновационный товар [8]. Научно-исследовательские институты и производственные учреждения региона становятся базой практик и получают возможность участвовать в формировании специалиста на собственной научно-учебной базе, в соответствии со своими потребностями и перспективами развития [9, с.17].

Этот краткий анализ потенциала кластерного подхода показал, насколько эта инновация нужна и важна для Казахстана. Безусловно, в мировом опыте существуют и другие кластерные дифференциации, на наш взгляд, охарактеризованная нами в статье структура является наиболее адекватной и потенциально значащей для нашей страны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 электронные ресурсы 1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». http://adilet.zan.kz/rus/docs (Дата обращения 12.09.2014)

электронные ресурсы 2. Зеленцова Е.В. Креативная экономика и креативные индустрии - возможности и вызовы для российских городов. http://www.pacific-congress.ru/ru/total-materials/. (Дата обращения 15.10.2013)

статьи 3. Султанова М.Э. Креативные индустрии в Казахстане: время не ждет // Материалы республиканского коллоквиума «Художественное образование Казахстана в ХХI веке: совершенствование образовательных программ с учетом мировых тенденций». 5-6.11.2012 г. С. 67-73.

статьи 4. Гордин В.Э. Матецкая М.В. Культурные кластеры как генераторы инноваций в развитии туризма в дестинации // Роль туризма в модернизации экономики российских регионов. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, 8-10 июня 2010 г., - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. - С.195-199

статьи 5. Личутин А. Тезисы о культурных кластерах. // Экология культуры №2 (45) 2008: Информационный бюллетень. Продолжающееся издание (издается с 1997 г.). - Архангельск: Комитет по культуре Архангельской области, 2008. - С.65-69

монография 6. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2011. – 399 с.

монография 7. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 102 с.

электронные ресурсы 8. Трушников Д.Ю., Трушникова В.И. Воспитание в условиях университетского кластера и ценностные ориентиры современного студенчества: Статья. [электронный ресурс]. URL: http:// conference.tsogu.ru/static/articles/2009/01/__.doc (Дата обращения 09.10.2014 г.).

статьи 9. Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе //Аккредитация в образовании. – 2009. - № 32. – С. 16-18.