Up to date

28.09.2020 10:06 812

Казахский научно-исследовательский институт культуры имеет славную историю. При этом продолжает заниматься реализацией новых интересных проектов, оставаясь флагманом научных изысканий в области отечественной культуры и искусства. Наш собеседник – генеральный директор структуры, доктор философии (PhD), заслуженный деятель Казахстана Андрей Хазбулатов.

– Андрей Равильевич, давайте начнем с истории...

– Не без гордости скажу, что история нашего института началась в далеком 1933 году. Это первое специализированное научное учреждение молодой республики, у истоков которого стоял цвет казахской интеллигенции той эпохи: общественный и государственный деятель Сейт­кали Мендешев, военный врач и историк Санджар Асфендиаров, основоположник современной казахской литературы, поэт и писатель Сакен Сейфуллин, лингвист-тюрколог и основоположник казахского языкознания Сарсен Аманжолов… Их имена золотыми буквами вписаны в историю республики.

20–30-е годы ХХ века – период становления науки Казахстана, и организация специализированного научного института, занимающегося вопросами культуры и искусства, являлась архиважной государственной задачей. Надо отметить, что именно в тот период сотрудниками института были осуществлены крупномасштабные полевые экспедиции в глубинки Казахстана для сбора уникальных образцов фольклора, изделий декоративно-прикладного искусства и других материалов, которые до сих пор актуальны и востребованы.

В дальнейшем на основе института была создана разветвленная сеть научных организаций, многие из которых активно функционируют и сегодня: Институт языкознания имени Ахмета Байтурсынова, Институт литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова, Институт истории и этнологии имени Чокана Валиханова и многие другие. Это подтверждает, насколько изначально масштабны оказались задачи института в развитии многих направлений гуманитарных наук Казахстана.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что за все время функцио­нирования института учеными были опубликованы более тысячи томов научных трудов, исследований, статей, отдельных сборников и книг, которые, несомненно, составляют сокровищницу отечественной гуманитарной науки.

– Чем живет институт сегодня?

– Нами реализуются разноплановые масштабные проекты в области археологии, этнографии, культурологии, искусствоведения…

Особо можно выделить проекты «Художники современного Казахстана», «Традиционные анималистические образы и мотивы в искусстве и культуре кочевников (древность, средневековье и новое время»), «Воп­росы интеграции культуры Казахстана в мировое культурное пространство и инновационные процессы в культуре», «Нацио­нальная идентичность казахов Центральной Азии и Европы в артефактах».

Это, конечно, далеко не все проекты, есть и много других.

В приоритете у наших научных сотрудников находятся проекты, направленные на популяризацию богатого культурного наследия Казахстана. Например, «Карта локализации историко-культурных объектов, а также мест всеобщего паломничества в Казахстане с приложением необходимых материалов (исторические факты, легенды, мифы)». Создана уникальная интерактивная 3D-карта исторических и культурных объектов страны, которой активно пользуется широкая общественность как в учебных целях, так и для организации виртуальных путешествий.

В планах – ряд новых проектов, направленных на повышение туристической привлекательности страны.

Мы особо гордимся тем, что стали разработчиками Концепции культурной политики Рес­публики Казахстан (2014), Закона «О кинематографии» (2019) и других нормативно-правовых документов в сфере культуры и искусства.

 

– Сейчас деятельность любого научного уч­реждения немыслима без контактов с международными организациями. С кем сотрудничает Казахский научно-исследовательский институт культуры?

– Мы взаимодействуем с ЮНЕСКО­, ИКОМОС, ТЮРКСОЙ, МИЦАИ, NATIONAL GEOGRAPHIC SOCIETY и другими международными и отечественными организациями. Налажены партнерские связи со Смитсоновским институтом (США), Нью-Йоркской академией киноискусства, Государственным Эрмитажем (Россия), Галацким музыкальным театром имени Нае Леонарда (Румыния), Институтом устойчивого развития имени Пан Ги Муна, Итальянским институтом дизайна, Объединением национальных музеев Франции и другими зарубежными учреждениями.

Намерены и в дальнейшем укреплять как международное, так и отечественное партнерство с научными и образовательными организациями в сфере культуры и искусства.

– В последнее время институт занимается и кинематографической деятельностью?

– Можно сказать и так. Наши научно-популярные и документальные фильмы призваны популяризировать богатое культурное наследие Казахстана. Мы сотрудничаем с известными казахстанскими режиссерами и сценаристами, среди них – Бахыт Каирбеков, Алексей Каменский.

В нашем творческом багаже присутствуют полюбившиеся зрителям фильмы «Под вечным оком неба» (2016), посвященный 550-летию Казахского ханства, «Шелковый путь Марко Поло» (2016), «Возрождение Туркестана: городище Культобе» (2019) и другие. Многие ленты стали обладателями международных и республиканских наград и призов.

– А кто еще из деятелей культуры поддерживает Ваши инициативы?

– Например, важные институтские проекты в области филологии осуществляются под руководством именитого ученого Александра Гаркавца. Совсем недавно завершены перевод на государственный язык и предпечатная подготовка великолепной книги итальянского путешественника Марко Поло о многооб­разии мира.

В рамках археологических проектов института реализованы и реализуются исследования древнего Отрара, уникальных памятников Береля, древнейшего поселения коневодов – Ботай и другие. Их руководителями являются мэтры отечественной науки – Зейнолла Самашев, Виктор Зайберт, другие известные ученые.

Вкладом в развитие истории и археологии Казахстана стали систематизированные в единый проект публикации известных отечественных ученых Таирова, Жолдасбаева, Варфоломеева… Многое сделала для исследования культурного наследия номадов в рамках институтских проектов известный казахстанский историк Ирина Ерофеева.

Подчеркну: каждый из проектов института отличается глубиной и комплексностью. Нашим исследованиям присущи многоуровневость и междисциплинарность, социальный характер.

 

– Большой интерес общественности вызывает проект по рес­таврации археологических объектов древнего городища Культобе. Что уже сделано и что предстоит?

– Данный проект осуществляется по инициативе Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана­ Назарбаева­, и результаты были презентованы Главе государства Касым-Жомарту Токаеву в ходе его рабочих поездок в Туркестан.

Проект уникален по своему содержанию, разноплановости, он стал наглядным примером высоких результатов в развитии отечественной науки благодаря личному вниманию и контролю со стороны Премьер-министра Аскара Мамина. Главный спонсор проекта – Международная компания Eurasian Resources Group.

Проект демонстрирует пло­дотворное слияние гуманитарной науки и современных технологий. В нем интегрированы разные области научного знания – архео­логия, история, рес­тав­рация, этнография, культурология, искусствоведение и другие. В процессе исследования городища мы опираемся на синтез традиционных методик и современных цифровых технологий: георадарное сканирование, фотограм­метрию, 3D-моделирование.

Параллельно с археологичес­кими ведутся консервационные и частично реставрационные работы на уникальных исторических памятниках сырцовой архитектуры, этнографические и культуролого-искусствоведчес­кие исследования.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о самом городище Культобе.

– Это очень интересный исторический объект, который является самым древним памятником городской культуры Казахстана. Общая его площадь составляет 27 га. Культобе ведет свою историю с античных времен – эпохи государства Кангюй – и вплоть до начала ХХ века.

В комплексе представлены древнейший крестоообразный храм (его первооткрыватель – известный археолог Ербулат Смагулов), культовые помещения с алтарями, ритуальные помещения древних суфиев, целые кварталы старинных ремесленных мастерских, жилые дома с айванами, мечети, медресе и многое другое.

Каждый объект – это целая эпоха, демонстрирующая многоликую историю Великой степи. Можно проследить, как сменялись народы, этносы, культуры, религии. И именно это городище считается прародителем древнего Туркестана – столицы Казахского ханства и одновременно сакрального центра всей тюркской ойкумены.

Сакрализация этого места, которое можно назвать по классификации французского историка Пьера Нора местом памяти (и даже местом коллективной памяти) началась в античную эпоху и укрепилась благодаря дея­тельности великого суфийского проповедника и поэта Ходжи Ахмета Яссауи, чей мавзолей находится буквально в 300 мет­рах от городища. Мавзолей и сейчас привлекает массу туристов и паломников со всего мира.

Этот город, называясь в разные исторические периоды Шавгаром – Ясы – Туркестаном, славился самобытным стилем керамики, собственным монетным двором, уникальным ювелирным производством, другими видами деятельности.

Все это позволило нам разработать научно обоснованную концепцию единственного в своем роде археологического парка под открытым небом – городища Культобе. Концепция парка строится на основе рекомендаций ведущих ученых мира в данной области: экс­пертов ЮНЕСКО и ИКОМОС – доктора Майкла Янсена, специалиста по историко-культурному наследию Оны Вилейкис Тамайо и других.

Мы уверены, что настоящий проект будет популяризировать культурное наследие не только Казахстана, но и всего Великого шелкового пути как межкультурного феномена, катализатора культурного разнообразия, диалога цивилизаций и религий, извечно процветавшего в Казахстане. Безусловно, это будет способствовать укреплению международного имиджа страны.

Сенсации из прошлого

– Андрей Равильевич, Культобе подарило нам множество удивительных артефактов. Назовите самые интересные из них.

– Редких находок так много! В ходе археологических исследований по проекту «Реставрация исторических объектов городища Культобе» ученые обнаружили разнообразные керамические изделия, ювелирные украшения из золота, серебра и других металлов, богатый нумизматический материал, фрагменты текстильных изделий, старинные книги и многое другое.

Особо выделяются клад золотых украшений Кангюйской эпохи, ритуальные предметы из керамики и алебастра раннего средневековья, ювелирные украшения из серебра, бусы, всевозможные браслеты, огромное количество керамических изделий, датируемых от древности до конца XIX века, а также рабочих инструментов туркестанских ремесленников.

Только в нынешнем году учеными обнаружено около 20 тысяч фрагментов керамических сосудов, из которых отобрано и зарисовано около 500 фрагментарных и археологически целых сосудов. Это считается большой редкостью!

На данный момент реставраторами восстановлены образцы редко встречающейся желтофонной поливной керамики с росписями коричневым, зеленоватым, оранжевым и другими цветами, датируемой XVI–XVIII столетиями. В целом керамику Культобе XV–XVIII веков отличают яркий и насыщенный колорит, своеобразная композиционная трактовка листвы, бутонов и цветов. Поясню: декор культобинской керамики, являясь региональным ответвлением знаменитого «тимуридского стиля», типологически близок к группе иранской керамики.

Также при исследовании культурных слоев найдено большое количество нумизматического материала – как медных, так и серебряных монет, самая старинная из которых датируется серединой II века. Эта монета – сенсационная находка, принадлежащая к артефактам легендарной Кушанской империи, существовавшей на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии и Восточного Туркестана, то есть Древней Бактрии.

В культурном плане кушаны испытали большое влияние эллинис­тической культуры, а их письмо основано на древнегреческом алфавите. В политико-экономическом плане эта империя сотрудничала с Китаем, Парфией, Римской империей, Сасанидским государством и Восточным Туркестаном.

Находка кушанской монеты на городище Культобе еще раз подчеркивает огромные экономические связи, которые существовали между странами в античную эпоху. И каждый найденный на городище Культобе артефакт может рассказать многое об историко-культурных, социально-экономических и этнических связях древнего Туркестана со всем Старым Светом.

Среди культобинских артефактов выделю фрагменты текстиля – это редкая категория находок, которая в основном датируется XVIII–XIX веками. Например, встречаются детали текстильных изделий очень интересной этнографической общ­ности Средней Азии, которую в науке называют бухарскими евреями. Кстати, вопрос истории бухарских евреев Туркестана остается слабоизученным в отечественной науке.

Не менее показательны и старинные книги, предположительно, пояснения к Корану, которые доказывают существование на территории городища учебных классов, медресе…